«Там все сложно», «Кремль уже определился». Что происходит между Россией и ЕС по поводу Беларуси?

Петр Семченков, UDF.BY
2 октября 2020, 12:34
Иллюстрация: spletnik.ru
Каковы истинные отношения между Россией и Евросоюзом по поводу белорусского кризиса?

29 сентября Эммануэль Макрон встретился в Вильнюсе с экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской. Он пообещал ей помощь в организации переговоров по разрешению политического кризиса в Беларуси под эгидой ОБСЕ.

30 сентября президент Франции созвонился с Владимиром Путиным, чтобы обсудить в том числе белорусский вопрос. Но детали их разговора обнародованы не были.

UDF.BY поинтересовался у экспертов: каковы истинные отношения между Россией и Европой по поводу ситуации в Беларуси и, в частности, по перспективе организации переговоров под эгидой ОБСЕ?

«Там все сложно. Но то, что разговоры идут – очень важно»


Старший аналитик Центра европейской трансформации Андрей Егоров в комментарии UDF.BY отметил, что видит позитив в контактах Макрона и Путина.

«Там все сложно», «Кремль уже определился». Что происходит между Россией и ЕС по поводу Беларуси?

Фото: tut.by

«Думаю, там (в отношениях России и ЕС по поводу Беларуси – UDF.BY) все сложно. Но то, что разговоры идут – это очень важно. Вряд ли Россия будет разговаривать с кем-то кроме Франции и Германии, и вряд ли инициатива о переговорах могла исходить от какой-то другой стороны или ОБСЕ. Это повышает шансы на то, что такого рода переговорная группа может состояться. В каком формате и под чьей эгидой – сложно сказать. Но главное, что сейчас эти разговоры ведутся и ведутся напрямую между европейскими лидерами и Россией», – сказал Егоров.


При этом Путин продолжает подчеркивать, что внешнее вмешательство во внутренние дела Беларуси недопустимо.

«В России делают это, чтобы пресечь возможность одностороннего вмешательства Евросоюза. Т.к. считают нашу страну своей вотчиной и не хотят, чтобы разрешение политического кризиса повлекло ущемление интересов России. Боятся, что наша страна в таком случае начнет отрываться от орбиты российского влияния и начнет идти в сторону Евросоюза», – считает Егоров.


Аналитик отметил: в России делают вышеназванные заявления при том, что де-факто Москва больше всех и вмешивается в дела Беларуси. Егоров считает, что странам ЕС стоило бы принимать симметричные заявления о недопустимости внешнего вмешательства со стороны России.

«Но совместная группа по урегулированию политического кризиса в Беларуси была бы одним из возможных вариантов разрешения проблемы. Россия могла бы гарантировать свои интересы, а Евросоюз мог быть уверенным, что это не будет абсолютно манипулируемой со стороны Москвы ситуацией, как это было в Беларуси в 1996 году.И белорусское общество могло бы получить нейтральное посредничество, а не игру на одной из сторон конфликта», – считает Егоров.


«Москва не заинтересована в демократическом урегулировании»


Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии UDF.BY отметил, что перспектива переговоров под эгидой ОБСЕ выглядит нереальной.


Фото: belsat.eu

«Кремль уже давно определился по вопросу Беларуси. Она была и остается сферой влияния России. Это означает, что ее движение к демократии и движение к Европе рассматривается как недопустимое. Москва безоговорочно поддерживает власть Лукашенко и действия его режима, направленные на подавление протестов и демократического движения. Поэтому какие-либо переговоры или диалог по трансформации или демократизации в Беларуси для Москвы нецелесообразны – не только с Тихановской, но и с Европой, и международными структурами», – сказал Усов.


Политолог подчеркнул: Путин и его окружение дали четко понять, что они не признают Тихановскую как представителя Беларуси. Для них легитимным руководителем страны остается Лукашенко.

«Исходя из того, что происходит в Сирии и Украине, трудно понять, почему у ЕС, Франции и Германии могут возникать какие-то надежды по разрешению кризиса в Беларуси, если Москва полностью контролирует здесь процесс и не заинтересована в демократическом урегулировании. Тем более Москва не видит никаких проблем, требующих вмешательства Запада», – отметил Усов.



По его мнению, Франция и Германия стоят на полностью проигрышных позициях: у них нет никаких рычагов давления ни на Лукашенко, ни на Путина.

«Они надеются только на добрую волю Путина, что является неадекватным пониманием сути режима в России и значения для этой страны Беларуси. Переговоры с Путиным, призывы к диалогу – это скорее выражение бессилия европейских государств в решении белорусского кризиса», – считает Усов.


Усугубляется ситуация тем, что Европа боится конфронтации с Россией и «боится принимать решения, которые могли бы облегчить судьбу белорусского народа, укрепить независимости страны».

«Звонки Путину – это унижение демократических ценностей и прав человека», – считает Усов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ «Там все сложно», «Кремль уже определился». Что происходит между Россией и ЕС по поводу Беларуси?