Удался ли Народный ультиматум? Два мнения — за и против

UDF.BY
28 октября 2020, 00:58
Фото: Naviny.by
UDF.BY приводит две точки зрения насчёт эффективности хода Светланы Тихановской.

«Ультиматум удался в той степени, в которой мог»


Мнение автора телеграм-канала Рефлексия и реакция

«Можно смело говорить что ультиматум Тихановской удался в той степени, в которой мог. Протестам придана новая динамика, все, кто мог позволить себе бастовать и выражать недовольство, — активно перезапустили процессы.

Сама по себе забастовка экономического смысла не имела и быть успешной не могла: структура занятости такова, что на части предприятий прекращение выпуска продукции экономически целесообразнее, чем производство убытков, часть предприятий содержит избыточную численность работников и выполняет функции "собеса", часть предприятий находится в моногородах или регионах с высоким уровнем безработицы. Точечные исключения служат скорее индикатором общего настроения, чем могут реально навредить экономике (хотя ей вредить особо и нет смысла, т.к. она сама по себе успешно катится к обрыву, с "помощью" или без).

Но символический акт призыва к неповиновению вызвал новый импульс протеста, который не затухает уже третий день. И выражается в новых формах, таких как замыкание цепи на железной дороге проволокой или паралич светофоров. Само по себе это не вредит имуществу или жизни граждан напрямую, но является свидетельством определенной радикализации. И самое главное — тяжело раскрывать инциденты там, где нет камер и нет свидетелей. Т.е. жесткая риторика про "приравнивание проволоки на рельсах к терроризму" пошла из-за того что при элементарных мерах безопасности такое преступление раскрыть крайне непросто, а систематические замыкания сбивают график движения. (Хотя справедливо сказать, что при определенных обстоятельствах такие действия повышают риск катастрофы, которую можно повесить на "змагаров". Поэтому всё же лучше искать более мирные формы протеста, ибо пущенная под откос электричка будет для имиджа протеста весьма некстати).

Сюда приплюсуем массовые протесты студентов, протесты хирургов. Наказание одного человека ставит перед коллективом вопрос солидарности, и коллектив как правило заряжен на солидарность. Можно сказать, что в какой-то степени если такой процесс брожения начинается, то при излишнем давлении на первых остальные вынуждены подтягиваться, расширяя воронку протеста.

Власть на это реагирует не только угрозами, но и спешно собранным совещанием на тему всебеларусского собрания. Читай — формального обсуждения конституционного транзита. Это реакция на давление изнутри и извне. Риторика Лукашенко при этом синхронизировалась с риторикой Тихановской: "Выбирайте, на чьей вы стороне". Обе стороны ставят на то, что выбор будет в их пользу. Но в сложной социально-экономической ситуации значительная часть общества предпочла бы этого выбора избежать, по крайней мере, пока вопрос политической лояльности увязывается с вопросом экономического выживания. Или попадания под санкции».



«Встряска не помогла»


Пишет политичекий аналитик Денис Мельянцов в своем телеграм-канале.

«По идее, сильнейший в истории современной Беларуси политический кризис, сопровождающийся массовыми уличными протестами и угрозой забастовки на крупных государственных предприятиях, должен был бы заставить действующую власть пересмотреть свою политику и ускоренными темпами подстраиваться под новую реальность. Но, по моим наблюдениям и общению с людьми из «системы», этого не происходит.

Глубинная причина нынешнего кризиса лежит в противоречии между старыми и привычными методами управления государством и новым поколением белорусов, выросшим за эти 26 лет правления Лукашенко. Детям, выросшим на Симпсонах и Саус Парке, учившимся по националистическим (в хорошем смысле этого слова) учебникам истории Беларуси, сейчас по 30-40 лет и они работают и в бизнесе, и в госаппарате. Многие воспринимают белорусскую безопасность, стабильность и сравнительно приличный уровень жизни как данность, равняясь не на сравнибельные кейсы Украины и Молдовы, а на Западную Европу, которая стала намного доступнее, чем предыдущим поколениям белорусов. Тут всё как по учебнику — рост доходов приводит к росту потребностей. В том числе политического участия.

Белорусская власть как умела адаптировалась к внешним вызовам, чтобы сохранить соцконтракт — улучшала инвестклимат, создавала условия для инновационных отраслей экономики, способствующих росту экспорта, диверсифицировала внешнюю политику. Но, с одной стороны, оказалась не готовой к стремительному росту внутреннего запроса на перемены со стороны этого нового поколения, а с другой — эти самые инновационные точки роста экономики, которые власть тщательно культивировала, сами стали источниками и драйверами запроса на перемены.

Поэтому уже не получится, как в былые годы, загнать под веник небольшое число протестующих оппозиционеров, воспринимаемых подавляющим большинством населения как фриков. Даже тем населением, которое было критически настроено по отношению к власти. Сейчас эти условные 30% (максимум «скептиков», которых обычно фиксируется соцопросами) пришли в движение, увидев новых лидеров и ощутив свои возможности.

Можно конечно силовым способом подавить наблюдаемую уличную активность. У власти есть такой ресурс. Но сами протестные настроения и их источник — никуда не денется. И он прорвётся снова при любом подходящем поводе — будь то местные выборы, референдум по конституции или какой-нибудь новый декрет против тунеядцев. Это я не говорю про уход части теперешних радикализирующихся протестующих в подполье и возможность точечного террора.

Власть, со своей стороны, уже давно, лет десять как, планировала более тонкую настройку политической системы, с тем чтобы обеспечить плавную передачу власти. Но этому процессу всегда что-то мешало. Сейчас приходится делать это в пожарном режиме. Но опять же, простая перестройка системы сверху с целью обеспечения преемственности и некоторой децентрализации власти уже недостаточна. Необходимо реальное вовлечение в этот процесс по крайней мере конструктивной части протестно настроенных граждан. Как? — отдельный вопрос. Но то, что сейчас происходит с диалоговыми площадками, подготовкой Всебелорусского народного собрания, обсуждениями в государственных исследовательских центрах, говорит о том, что власть настроена на имитацию процесса и не готова менять свои подходы. Но вечно удерживать стабильность, полагаясь только на политические инстинкты Лукашенко, нереально. Вот о чём хорошо бы задуматься государственным «фабрикам мысли», а не только СМИ мониторить».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ