Романчук: «Кто мешал Лукашенко с его сторонникамт провести аудит государственных расходов?»


25 января 2021, 14:57
Иллюстративное фото
Проект программы шестой пятилетки (2021-2025) Беларуси – это научно ничтожный, структурно опасный, финансово разрушительный, коррупционно-схематозный документ, - пишет в Фейсбуке известный экономист Ярослав Романчук. - Он подготовлен теми, кто пытается в очередной раз залить новое вино в старые меха. В этих мехах уже черви кишат, бактерии танцуют джигу, а белорусские распорядители чужого (политики и чиновники) заверяют, что именно в таком режиме белорусская экономика за пять лет прирастёт, как минимум, на 20% за пять лет.

Отметим основные изъяны подготовленного документа.

1) Дефективная, неточная диагностика состояния экономики, основных правовых, организационных институтов развития и роста.

Правительство ссылается на Цели устойчивого развития ООН, чуть ли не как основной документ, доказывающий правильность выбранного пути и стратегии развития. Конечно, на фоне африканских, латиноамериканских и многих азиатских стран Беларусь всегда будет лучше. Однако количество коек на душу населения, охват системой образования, доступ к питьевой воде, обеспеченность продуктами питания, уровень электрификации и доступ населения к туалетам с водой – сомнительные критерии для оценки качества работы властей страны.

В докладе нет ни слова о реальном положении экономики и её движущей силы – человеческого капитала. В стране не было и нет элементарного уровня политической, гражданской и экономической свободы. Темпы роста экономики две последние пятилетки (2011-2020) отставали от среднемировых в 3 раза. Доля Беларуси в мировой экономике были и остаётся на уровне исчезающей величины 0,07%. Никак не объяснятся резкий рост долгов, влияние инфляции и девальвации на поведение людей и бизнеса. Нет анализа качества государственного управления страной и бизнесом. Опущена тема сокрушительного отставания Беларуси (в 3- 5 раз) по производительности труда от стран-конкурентов. Ни слова о разрушении правовой системы, без которой невозможно себе представить ни инвестиций, ни предпринимательства, ни модернизации. Говорить о показателях устойчивого развития, опуская все эти проблемы – это классическое «а слона-то мы и не заметили».

Сомнительны ссылки на индексы образования, потому что здесь тоже доминируют галочно-палочные показатели. Ещё менее убедительны достижения системы охраны здоровья. COVID показал, что государство допустило формирование глубоких дефектов и изъянов в этой жизненно важной системе.

Тезис о том, что «государство делает упор на развитие бизнеса» циничен и пуст. Белорусские производители товаров и услуг разделены на несколько групп.

Первая – номенклатурно-силовые фавориты. К ним относятся как государственные, так и частные бизнесы. Им, действительно, в Беларуси жить хорошо: льготные кредиты, налоговые льготы, преференции, защита от кредиторов гарантированные инвестиции через государственные инвестиционные программы и гарантированный спрос через государственные закупки, работа в режиме ограниченной конкуренции (монополия или олигополия), активное использование административного и силового ресурсов ради сохранения своего места в нерыночной среде. Количественно таких производителей немного, до 10%, но на их долю приходится более 60% экономической деятельности.

Вторая группа – производители товаров и услуг, законно работающие в местах с благоприятными налоговым и регуляторным режимом. Это ПВТ, Китайско-белорусский парк «Великий камень», СЭЗы и т.д. Им тоже живётся неплохо. Таких количественно не более 5% от общего числа. Их выручка не превышает 10% общей. Власти по инерции хвалят себя за IT-индустрию, игнорируя её состояние после обнуления права, законности, доверия и частной собственности в 2020 году.

Третья группа – это белорусские производители, которые успешно работают на внешних рынках, встроились в региональные цепочки, умело управляют издержками, используя преимущества страны в виде дешёвой рабочей силы, сырья, инфраструктуры и т.д. Таких не более 5%. Их доля выручки – 6 – 8%.

Четвёртая группа – обыкновенные производители товаров и услуг, которые работают в общем режиме: никаких льгот, преференций, субсидий и особых режимов доступа к финансам и рынкам. По тарифам инфраструктурных компаний они платят в разы больше избранных коммерческих организаций. Налоговая нагрузка у них также запредельная. Регуляторная нагрузка и вытекающие отсюда издержки, связанные с контролем и проверками, в разы превышают аналогичные издержки номенклатурно-силовых фаворитов. Количественно таких 70 – 75%. Именно они являются тем «пушечным мясом», которые белорусские власти решил пустить в расход в 2020г. и в предстоящие пять лет.

Поэтому откровенной ложью является утверждение, что «в стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики».

Предсказуемо власти объясняют то, что «рост ВВП, экспорта, инвестиций оказался значительно ниже запланированного» - «объективными причинами». Опять «неблагоприятные внешние факторы». Неужели кто-то верит, что именно они не позволили белорусской экономике расти среднегодовыми темпами не более 1% ВВП в течение 2011-2020гг.?

Причём здесь «объективные факторы», «внешние причины», если это А. Лукашенко со своим Совмином бесконтрольно, бездарно загнали страну в долговую ловушку? Неужели «внешний мир» виноват в том, что у большинства предприятий нет оборотных средств? Неужели МВФ/ВБ/ООН несут ответственность за резкий рост долгов, убытков госпредприятий, за омертвление номернклатурно-силовыми фаворитами десятков миллиардов долларов в инвестиционных проектах, которые должны были стать локомотивами роста экономики занятости и социальной ориентации? Неужели Wall Street мешал белорусским властям разрушить олигополию белорусских государственных банков, допустить на рынок людей с деньгами, а не кошмарить их регуляторным безумством?

Кто мешал А. Лукашенко с его сторонниками модели Совок/Госплан провести аудит государственных расходов, госпрограмм, инновационных программ. Профанация, очковтирательство, лженаучность, откровенное враньё и коррупция здесь лежит на поверхности. Однако власти в своём документе об этом не говорят ни слова. Во всём виноват внешний мир. Хорошо ещё, что нет ссылок за экономические, инвестиционные, финансовые, социальные провалы на гороскопы, неблагополучное расположение планет, плохую ауру или негатив от угла вторжение в кармическое поле Совмина/Администрации президента со стороны созвездия Гончих псов.

Издевательством звучат выделенные четыре приоритета программы VI пятилетки.

1. Счастливая семья. По факту – сокращение декретного отпуска, низкое качество дошкольной инфраструктуры, бездарное управление материнским капиталом, ускорение падения в демографическую яму, пьянство (в том числе вследствие акцизной политики по отношению к алкоголю), деградация школы и университетов, острый дефицит высокооплачиваемых рабочих мест, удушающее распространение кумовства, непотизма, фаворитизма - всё это на фоне обнуления доверия, ОМОНизации права и экономики. Семьи боятся отдавать своих детей в армию, поэтому уже с возраста 8 – 10 лет планируют переезд за границу.

2. Сильные регионы. Это просто обман. Регионы без Центра даже мелкие решения не могут принять. Полная кадровая, финансовая, управленческая зависимость, никакой выборности местных органов власти. Местные чиновники плевать хотели на местный бизнес, потому что они от него не зависят финансово, тем более электорально. Местное самоуправление у нас задушено в зародыше. Минск пухнет, как на дрожжах, а регионы хилеют, стареют, беднеют и вымирают.

3. Интеллектуальная страна. Это ещё один большой обман. Умным у нас – дорога на Окрестина, в разряд «змагароў», «свядомых» и «буржуйчиков». «Ты что, самый умный» - так белорусская замордованная идеологией Совка школа продолжает одёргивать умных школьников и студентов. Умных и совестливых, со своей точкой зрения и иерархией ценности выживают из страны. Умные IT-шники быстро стали врагами системы Совок/Госплан, как только оторвали голову от своих нулей и единичек, от своих карманов и технократических привычек.

4. Государство-партнёр. Называть палача партнёром можно разве что в режиме допроса в камере КГБ или на Окрестина. Называть партнёром того, кто обнулил Право, кто во главу угла поставил принцип «я начальник, ты – дурак», кто похоронил ростки диалога бизнеса и власти, кто растоптал человеческое достоинство гражданского общества, кто погряз во лжи, лицемерии и насилии – это классический пример из оруэлловского «1984» «мир – это война» или «свобода — это рабство». Государство – читай номенклатурно-силовые кланы, превратившие страну в ЗАО «Беларусь» для себя и согнавшая всех остальных в советский колхоз – это настоящий Левиафан. Он никогда не был и никогда не будет партнёром ни бизнесу, ни обществу.

При таком анализе состояния экономики трудно ожидать прорывных идей, реалистичных проектов в разделе «Предложения». Основные выводы из офоциальной программы VI пятилетки следующие:

1) до 2025г. власти не планируют обеспечить стабильность цен, т. е. инфляцию 0 - 2% в год. Значит, доверия к BYN-рублю нет и не будет.

2) Не предусмотрены новые источники финансирования в виде притока капитала, либерализации денежно-кредитной системы. Поэтому кредитные ресурсы для обыкновенных производителей останутся запредельно дорогими.

3) Налоговая нагрузка останется удушающе высокой. Власти в очередной раз обещают не вводить новые налоги, оптимизировать льготы. Особенно болезненными будут проблемы местных органов власти.

4) Сохранится и во многом усилится монополизм и его дискриминационный характер. Власти анонсировали создание с/х госкорпораций (30 заводов) и ещё семи подобных структур. Ещё больше бюрократии, номенклатурно-силового фаворитизма при распределении бюджетных ресурсов. Подобная централизация ресурсов и активов – явная подготовка к прихватизации. Власти открыто говорят об этом: «… Будут коммерциализированы права пользования этими ресурсами при сохранении прав собственности за государством». Нет ни одного основания считать, что такой поход к управлению активами приведёт к созданию конкурентоспособных, качественных производителей.

5) Государство было и останется доминирующей силой на рынке труда. «Задача государства — обеспечить каждого трудоспособного человека рабочим местом». Значит, распорядители чужого продолжат очковтирательство с созданием рабочих мест и переподготовкой работников.

6) Власти в очередной раз обещают повышать зарплату за счёт роста производительности труда. Эта сказка хороша - начинай с начала. Без привлечения новых инвестиций, технологий, без активизации нематериальных активов производительность труда будет стагнировать. А инвестиции в страну, где «убито» право не приходят.

7) Власти сохранят убийственный курс на импортозамещение, ограничение потребительской свободы выбора товаров и услуг. «Доля отечественных товаров увеличится до 63 процентов в общем объеме розничного товарооборота, из них продовольственных — до 80 процентов». Это называется «принуждение к покупке товаров и услуг номенклатурно-силовых фаворитов». Они создадут гигантов во всех секторах экономики, а нам прикажут покупать их товары, в том числе лекарственные и детские. Им всё равно, что такой протекционизм очень больно бьёт по карману каждой семьи (до $500 -600 переплаты в год).

8) Старые «точки роста» ещё больше окрасятся в цвета иждивенцев бюджета, а новые так и не появятся. В результате ВВП в 2025г. рискует быть меньше, чем в 2020г. Правительство загнало страну в петлю стагнации и рецессии. Нельзя делать одно и то же и надеяться на другой результат.

9) Страну ждёт ускорение темпов оттока предпринимательского, человеческого и финансового капитала. Сохранение основных контуров ОМОНоэкономика + ОМОНизация права = существенный рост угрозы потери национального суверенитета. Желающий уживаться и сотрудничать с такой властью будет всё меньше.


10) Неподъёмная налоговая, регуляторная и транзакционная издержки в режиме торгового протекционизма гарантирует рост серой экономики и чёрного рынка. Значит, расползание коррупции неизбежно, а с ней увеличиваются риски криминализации экономики и жизни.

Совет Министров, Министерство экономики заявили, что в подготовке данного проекта программы участвовали частные аналитические структуры BEROC и ИПМ. Это всё детища Павла Данейко, негласного управляющего целой сетью неправительственных организаций. Павел Владимирович даже умудрился без последствий войти в Координационный Совет при Светлане Тихановской. Вот, оказывается, каким может быть партнёрство государства и гражданского общества. Впрочем, многие положения, которые в последние годы активно продвигал П. Данейко, вошли в «Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы».

Пока в открытых источниках мы не видели оценки этого документа П. Данейко и его коллегами – участниками процесса. Коллеги, это и ваше видение? Рюшечки на модели Совок/Госплан – это весь интеллектуальный потенциал Института приватизации и менеджмента Центра экономических исследований BEROC. Его административный директор - Павел Данейко. Он же - член Наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ. Он же член Наблюдательного совета CASE Belarus. Он же - управляющий Группы компаний ИПМ. Он же - соучредитель Бизнес-школы ИПМ. Павел Владимирович – единственный человек в Беларуси, который умудряется расставлять своих людей как в совместных проектах с властью, так и в оппозиции. Трудно сказать, что полезное он делает для демократии, а вот поддержка белорусской модели Совок/Госплан сегодня – это особое дело. Был бы рад ошибаться.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Романчук: «Кто мешал Лукашенко с его сторонникамт провести аудит государственных расходов?»