Сайт UDF.BY блокируется из Беларуси. Пожалуйста, пользуйтесь нашим зеркалом: https://udf.name

Экономисты рассказали о возможности трехкратной девальвации в Беларуси


9 февраля 2021, 14:12
Фото: БелаПАН
Январское поручение Лукашенко изыскать деньги для развития экономики породило дискуссию в госаппарате. Как выясняется, ключевая проблема Беларуси не в количестве денег, а совсем в другом, пишут naviny.online.

Почему кредиты не ведут к росту экономики


Заявление «изыскивать возможность кредитования реального сектора экономики» не могло быть проигнорировано ни правительством, ни администрацией Лукашенко, ни Нацбанком.

Естественным образом это заявление породило дискуссию и много вопросом в госаппарате. Где изыскать деньги? В каком объеме нужно вливать их в экономику? Достаточно ли тех ресурсов, которыми сейчас располагают банки?

Для финансирования экономики коммерческие банки могут опираться на внешние (средства нерезидентов) и внутренние источники (в частности, депозиты).

Что касается средств нерезидентов, то их значимого притока в прошлом году не произошло. По состоянию на 1 января 2021 года объем средств нерезидентов в белорусских банках составил 5 млрд 151,3 млн долларов и увеличился за прошлый год всего на 133,2 млн долларов или на 2,7%. А после возникновения политического кризиса готовность нерезидентов кредитовать белорусскую экономику снизилась. Европейские финансовые институты (ЕБРР и ЕИБ) уже приняли решение прекратить финансирование в Беларуси проектов с госкапиталом.

Даже банки с российским капиталом уменьшили свой интерес к бизнесу на территории Беларуси. В частности, глава крупнейшего российского банка — «Сбербанка» — Герман Греф недавно выражал сомнения по поводу наличия у его финансового учреждения «аппетита к риску», связанного с развитием бизнеса в сегодняшней Беларуси.

В общем, нерезиденты сейчас весьма настороженно относятся к финансированию проектов в нашей стране. Видимо, по этой причине Нацбанк не стал доводить до коммерческих банков директивные задания по темпам роста средств нерезидентов. В ноябрьском рекомендательном письме регулятора говорится лишь о том, что топ-менеджеры коммерческих банков должны обеспечить прирост средств нерезидентов, но величина прироста не указана.

Возможности банков расширять кредитование экономики за счет внутренних ресурсов также весьма ограничены. Особенно после оттока срочных рублевых и валютных депозитов в прошлом году. Отток средств населения в 2020 году привел к тому, что сейчас Нацбанку приходится выдавать среднесрочные кредиты (на 6 месяцев) для недопущения кассовых разрывов в банковской системе.

При этом Нацбанк готов помогать рублями коммерческим банкам лишь в объеме, который позволит обеспечить прирост широкой денежной массы в запланированном на 2020 год объеме (7-10%). Создавать условия для бурного кредитования экономики Национальный банк не планирует.

Более того, центральный банк намерен провести разъяснительную работу с госбанками, чтобы последние умело управляли своими рисками и не разбрасывались кредитами, что может поставить под угрозу финансовую стабильность в стране.

По сведениям БелаПАН, Нацбанк считает, что основная проблема Беларуси — не нехватка кредитных денег, а недостаточно эффективное их использование. Денег, кстати, было достаточно в последние годы — темпы кредитования превышали темпы роста даже номинального ВВП.

Вряд ли можно говорить и о том, что белорусским предприятиям не позволяют развиваться дорогие кредиты. За последние пять лет доля процентных платежей в совокупной выручке белорусских предприятий снизилась с 2% до 0,8%. Поэтому можно согласиться с Нацбанком в части того, что проблема не в недостатке кредитных ресурсов или их дороговизне, а в неэффективном управлении деньгами.

Корень проблем власти хотят замаскировать


Тем не менее, в Беларуси решения порой принимаются административные, и даже когда предприятия работают недостаточно неэффективно, принимаются директивные решения о выделении им кредитов. При этом нынешняя позиция Нацбанка, который не поддерживает бурное (читай — директивное) кредитование экономики, обнадеживает.

«Нацбанк сопротивляется директивному кредитованию, поскольку у нас была печальная история, когда в результате масштабной эмиссии произошла трехкратная девальвация. С другой стороны, директивное кредитование почти всегда маскирует текущие проблемы неэффективной работы экономики, но не решает их, а создает серьезные новые вызовы», — отметила научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.


Бурный рост кредитования с высокой вероятностью выльется в рост инфляционно-девальвационных процессов, предположила в комментарии академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.

«Это, в свою очередь, может существенно затруднить обслуживание как государственного, так и корпоративных долгов, которые зачастую номинированы в иностранной валюте. Поэтому в конечном счете бурный рост кредитования не выгоден никому — ни предприятиям, ни государству», — убеждена Борнукова.



Тем не менее в госаппарате всегда были лоббисты простых решений (эмиссионного кредитования экономики), но Нацбанку последние шест лет удавалось отстаивать финансовую стабильность, подчеркнула в комментарии аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова.

«Однако делать прогнозы, кто в этой дискуссии победит на этот раз, тяжело. Этот вопрос больше уже политический, чем экономический», — полагает эксперт.


Белорусские экономисты уверены, что властям сейчас стоило бы не вести дискуссию на старые темы, а устранять причины, по которым теперь приходится «изыскивать» средства для кредитования экономики.

«Корень текущих проблем с наличием ликвидности для кредитования экономики — кризис доверия, который произрастает из политической плоскости. Прошлогодний масштабный отток средств населения из банковской системы — это последствие этого кризиса», — считает Кулакова.


Сейчас Нацбанку крайне сложно что-то сделать, чтобы вернуть средства населения в банковскую систему, полагает она.

«Для нормализации ситуации в экономике, для притока в банки ресурсов, необходимых для кредитования экономики, нужно урегулировать политический кризис», — резюмировала Кулакова.


Однако на официальном уровне термин «политический кризис» вообще не звучит. Поэтому экономическим властям для урегулирования возникающих проблем приходится обсуждать иные пути. Которые могут их замаскировать, но не устранить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ