Таинственный эксперт в деле Автуховича

Посольства европейских стран, аккредитованные в Минске, получают текст заключения от немецкого эксперта по делу Николая Автуховича. Суть этого двухстраничного документа сводится к банальной мысли – никаких нарушений в деле волковысского предпринимателя нет. Все законно. Послы в недоумении.

Ситуацию комментирует доверенное лицо семьи Автуховичей юрист Олег Волчек.

- 8-10 июня в Минске по приглашению белорусского правительства работал профессор Мартин Финке, сотрудник университета Пасова (Германия). Этот эксперт приехал инкогнито, никто об этой встрече не знал - ни Автухович, ни адвокат, ни я как представитель семьи Автуховичей. Не знали и родственники обвиняемых (не только Автуховича, но и Леонова, и Осипенко), что в страну специально приехал профессор, который изучит материалы дела и будет делать по нему заключение. Я об этом узнал случайно от некоторых европейских послов, которые спрашивали меня: "А вы читали?" Нет, не читал.

Многих интересовало: а с Автуховичем эксперт встречался? Нет, не встречался! Ни с Автуховичем, ни с родственниками, ни со мной. Естественно мы удивлены и возмущены и сейчас мы решаем, как быть? Данное заключение на двух листах усиленно распространяется среди депутатов Европейского парламента, в Европейском Союзе, среди послов европейских стран. В нем утверждается, что Николай Автухович задержан законно, никаких нарушений законодательства в его деле нет, что опасения белорусских правозащитников, демократического сообщества и европейских политиков в политическом характере дела и многочисленных нарушениях беспочвенны.

Учитывая, что уголовное дело является закрытым и даже адвокат не имеет возможности знакомиться со всеми материалами до окончания следствия, приезд немецкого эксперта очень и очень настораживает. Уголовно-процессуальное законодательство четко устанавливает, кто имеет доступ: обвиняемый, потерпевший, прокурор, следователь и защитник - все. Есть еще эксперты, но - белорусские эксперты. Так что прокуратура, строго говоря, не имела права допускать этого эксперта к ознакомлению с материалами дела. Более того, только суд может определить, будет заседание открытым или закрытым. Я бы даже напомнил, что за разглашение такого рода материалов установлена уголовная ответственность. Поэтому нас интересуют следующие вопросы: давал ли этот эксперт подписку о неразглашении, какие материалы он изучал, какой следователь встречался с ним (мы подозреваем, что материалы дела давал явно не Кухарчик, - первый следователь по уголовному делу Николая Автуховича. - Ред.), какой прокурор санкционировал это процессуальное нарушение, и кто в конце концов дал право этому эксперту рассылать свои письма по дипломатическим представительствам и в евроструктуры?

Мы сейчас со своей стороны подготовим очередное обращение к Генпрокурору по данным нарушениям. И однозначно могу сказать, что данное заключение используется не в пользу обвиняемого, а в пользу правоохранительной системы, которая организовала это дело.


- Кто инициировал приглашение именно этого эксперта? Почему - из Германии?

- По неофициальной информации, которую я имею, приезд эксперта инициировала официальная белорусская сторона. Было официальное обращение к одному из европейских дипломатов.

-По каким критериям подбирался эксперт?

-Я не знаю. Но я уже встречался со многими послами. И откровенно заявлял: мы не против международных экспертов, мы и сами хотели бы, чтобы международные эксперты провели экспертизу, но это надо делать открыто и всесторонне. Так, как это делала Парламентская ассамблея Совета Европы: создала комиссию по исчезнувшим белорусским политикам, эту комиссию возглавил Христос Пургуридес; Христос Пургуридес во всеуслышание объявил, что приезжает, с кем хочет встретиться - не только со следователями, не только с министром внутренних дел, с Генпрокурором, но и правозащитниками, и с родственниками исчезнувших, с адвокатами потерпевших. После общения с широким кругом людей он подготовил доклад и официально обнародовал этот документ. И не было никаких оснований не доверять этому документу.

Здесь, получается, мы не знаем, какой статус этого эксперта, кто его уполномочил на какие-то заключения, из чего он черпал свою информацию, почему не обсуждал ситуацию с другими экспертами. Я считаю это специально спланированной акцией, нацеленной просто на то, чтобы сбить волну обвинений в адрес белорусского правительства не только внутри страны, но и со стороны международного сообщества. И, к сожалению, для этих целей белорусские власти использовали представителей Германии.

Последние полторы недели я обсуждал дело Автуховича со многими послами, и с европейскими политиками - к заключению никто не относится серьезно, никто ему не верит. Более того, я думаю, с их стороны последует какая-то нота протеста или заявление, поскольку такими вещами манипулировать нельзя. Так что немецкий эксперт оказал дурную услугу не только Николаю Автуховичу, но и своему правительству.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Таинственный эксперт в деле Автуховича