Добро уходит в Таможенный союз

kommersant.ru
25 марта 2010, 01:01
Сегодня президиум правительства рассмотрит основные направления таможенно-тарифной политики на 2011-2013 годы.

Вчера Белый дом обнародовал несколько революционных идей — от снижения пошлин на иномарки до замены экспортных пошлин на нефть налоговыми сборами,— однако большая часть таких новаций блокируется самими ведомствами внутри правительства либо новациями не является.

Реализация же таможенно-тарифной политики в ближайшее время будет зависеть от реалий создаваемого Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана: в Белом доме признают, что первой его жертвой может стать российский околотаможенный бизнес, который не выдержит конкуренции с партнерами по союзу.

Сегодня на заседании президиума правительства будут рассмотрены основные направления таможенно-тарифной политики на 2011-2013 годы. Документ будет представлен главой Минэкономики Эльвирой Набиуллиной. Накануне в правительстве сообщили, что в общих чертах документ должен решить пять основных задач: рационализация единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, укрепление институтов этого союза, модернизация законодательства, создание стимулов для экспорта инновационной и импорта модернизационной продукции и закрепление продукции РФ на конкурентоспособных рынках.

Однако детали обсуждаемого документа серьезных изменений таможенно-тарифной политики в следующем году не предполагают. В Минэкономики отметили, что на 2010 год импортные пошлины в среднем и так были повышены в меньшем объеме, чем на 2009 год: на 10% против 20%. Не предполагается пока и отказа от импортных пошлин, увеличенных в результате введения антикризисных мер.

Так, Минэкономики отказалось вернуть к докризисному уровню пошлины на легковые автомобили, грузовики и автобусы, которые в 2009 году были увеличены с 25% до 30%.

Единственное послабление, которое предлагает сделать по этим товарам, вернуться к докризисному уровню пошлин на новые иномарки. Но с оговоркой — "несобираемые на территории РФ".
Однако даже против такого послабления возражает Минпром — ведомство же Эльвиры Набиуллиной сопротивляется ему неактивно. "Ключевым для нас является стратегия автопрома, которая пока еще не принята",— заявил вчера представитель правительства — однако проект этого документа не предполагает снижения пошлин раньше 2015 года.

Также вразрез с мнением Минпрома Минэкономики предлагает почти вдвое снизить адвалорную составляющую на импортные комбайны — анализ министерства показал, что нынешнее ограничение "не менее ?120 за 1 кВт мощности" заставляет импортеров в реальности платить на границе 30% от стоимости этой техники. При этом нынешний таможенный тариф предусматривает на этот вид техники 15-процентную пошлину — но она не действует из-за адвалорной составляющей.

Еще один вопрос, который запланирован к сегодняшнему обсуждению,— предложение Минэкономики отказать ФАС во введении аукционов на 30-процентную часть квоты на импорт мяса. "Если квота востребована, то очевидно, что цена на мясо будет стремиться к внеквотной",— утверждают в правительстве, отмечая, что квотные аукционы приведут не к снижению, а к росту цен на мясо.

Также в качестве планов Минэкономики объявило о введении экспортных пошлин на хлористый калий (до 5-6%) и замене пошлин на нефть и нефтепродукты налоговыми сборами. "Пока это просто рассуждения и предложений нет",— подчеркнули в Белом доме.

При этом источник не скрывал, что решение судьбы как экспортных пошлин на энергоносители, так и импортных пошлин на автомобили и самолеты будет отложено до консультаций в рамках комиссии Таможенного союза. Партнеры РФ — Казахстан и Беларусь — настаивают на снижении пошлин как раз на эти товары в рамках единого таможенного тарифа. Но проект таможенно-тарифной политики предложений по группам товаров для переговоров с Таможенным союзом не содержит.

Пока Минэкономики только предупреждает Белый дом о другой угрозе, которая кроется в решении перейти на общие таможенные границы с 1 июля 2010 года. По мнению Минэкономики, таможенное администрирование в Казахстане и Беларуси качественнее российского, что может привести к переориентации торговых маршрутов из Европы на Беларусь и из Китая на Казахстан.

Хотя российский бюджет впрямую от этого не пострадает (в него будет распределена доля РФ в общем объеме сборов), значительная доля российского околотаможенного бизнеса, включая часть переработки импортной продукции, переместится из РФ в Беларусь и Казахстан.

Для примера представитель правительства вчера сообщил о том, что на оформление необлагаемых пошлинами товаров в Белоруссии требуется два часа. В России по закону на эту процедуру отводится десять рабочих дней, которые в реальности растягиваются на месяц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Добро уходит в Таможенный союз