В турне за нефтью

Вчера президент Беларуси Александр Лукашенко вылетел с визитом в Азербайджан. Об этом сообщил спикер нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко, встречаясь с азербайджанской парламентской делегацией в Минске.

О том, что визит готовится, журналистам в Баку сообщил еще в начале мая посол Беларуси в Азербайджане Николай Пацкевич. По его словам, в рамках визита планируется подписание ряда межправительственных соглашений. Он сообщил, что всего их разрабатывается порядка 20, но представлена к подписанию будет лишь половина.

Затем 25 мая на пресс-конференции в Минске уже посол Азербайджана в Беларуси Али Теймур оглы Нагиев уточнил, что визит состоится буквально "через несколько дней". По его информации, президенты планировали рассмотреть и вопросы сотрудничества в энергетической сфере, которые уже активно прорабатывают специалисты двух стран. "Тут никаких вопросов нет, надо найти точки соприкосновения, которые будут выгодны обеим сторонам", – сказал посол, пояснив при этом, что Азербайджану интересно участвовать в различных энергетических проектах – как Nabucco, так и Одесса–Броды.

Несмотря на то что присутствует интерес Беларуси поставлять на рынок этой страны свои трактора, машины, сельхозтехнику и даже продовольствие, главный на сегодняшний день вопрос – это перспективы добычи нефти Беларусью в Азербайджане и ее поставки на белорусские НПЗ.

Эта тема поднималась уже неоднократно. Еще в марте 2007 года в ходе визита в Баку белорусской делегации во главе с главой правительства Сергеем Сидорским были подписаны документы о том, что Белоруссия получит возможность добывать в Азербайджане нефть, а тамошняя нефтяная компания сможет работать на белорусском рынке. Тогда же шла речь о том, что эта нефть будет перерабатываться на белорусских НПЗ.

Во время своего визита в Минск президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил намерение расширять энергетическое сотрудничество, однако из его слов следовало, что проект не реализуется из-за высоких транспортных расходов. Ситуация кардинальным образом поменялась 1 января 2010 года. За счет введенной Россией таможенной пошлины российская нефть существенно подорожала.

Конфликт между союзниками оказался настолько серьезным, что Беларуси пришлось начать завозить нефть из Венесуэлы. Напомним, что 80 тыс. тонн нефти было доставлено танкером в Одессу, а далее по железной дороге на Мозырский НПЗ. Белорусская сторона неохотно распространяется по поводу экономической эффективности этого проекта, но, судя по тому, что то и дело всплывает тема задействования нефтепровода Одесса–Броды для доставки венесуэльской нефти в Беларусь, железнодорожная транспортная составляющая, видимо, велика.

Однако, как следует из комментариев экспертов, проблема не только в том, что для реализации этого проекта еще требуется построить перемычку между трубопроводом Одесса–Броды и белорусской "Дружбой". Не менее важный вопрос – уровень загрузки трубы, при котором проект может быть окупаемым. Украинские эксперты уже высказывались относительно того, что венесуэльской нефти пока маловато, чтобы им стало интересно участвовать в этом процессе. Поэтому подключение Азербайджана, который заинтересован в сбыте и увеличении числа стран-транзитеров, было бы как нельзя кстати.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ В турне за нефтью