Эксперт: Уровень жизни населения будет падать. Это неизбежно

Эдуард Геваркин, новостной портал www.UDF.BY
3 июня 2011, 16:41
В интервью новостному порталу www.UDF.BY экс-председатель Нацбанка Станислав Богданкевич рассказал, на что пойдет кредит ЕврАзЭС, грозит ли Беларуси дефолт и уйдет ли правительство в отставку.

— В июне ожидается поступление первого транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 800 млн. долларов. На какие нужды власти потратят эти деньги и надолго ли их хватит? Неужели в обменниках вот-вот появится валюта?

— Думаю, что этот кредит в сумме 800 миллионов уже потрачен. У нас есть задолженность за комплектующие, за газ, за другие товары. Он не спасет ни валютный курс, ни денежно-валютный рынок в целом. Проблемные вопросы нужно решать рыночным путем. Для этого нужно проводить сессии – собрать все заявки по всей территории Беларуси, все предложения. Открыто объявить населению, что мы ожидаем, каким путем будет урезаться рублевая денежная масса. В результате будет установлен реальный курс белорусского рубля на бирже. Вместе с этим снабдить обменники наличной валютой. Но самое главное — надо кардинально решать вопрос с экспортом и ограничением импорта, ограничением некоторых государственных проектов, ограничением зарплаты чиновников, начиная от членов парламента, Совета Министров, Администрации президента и заканчивая простыми районными клерками.

— Некоторые эксперты сравнивают Беларусь с Грецией, которая находится на грани дефолта…

— Ситуация в Беларуси лучше, чем в Греции. Дефолт — это отказ от внешних обязательств, а у нас внешний долг не является сегодня критичным. По заявлению Михаила Мясниковича, в этом году государство (по совокупности) должно выплатить 12 миллиардов долларов в счет погашения прежних займов.

Главная проблема Беларуси — это закрытость власти от общества. У нас нет открытого обсуждения экономических программ, с привлечением независимых экспертов, средств массовой информации.

Для того чтобы успокоить иностранных партнеров, надо в первую очередь выпустить всех политзаключенных. Необходимо общаться и работать со всеми международными организациями, членом которых является Беларусь — мы же внесли туда определенный капитал, подписали соглашения… Надо создавать привлекательные условия, чтобы нам и выделяли кредиты, и пошли в страну инвестиции. Надо, чтобы правительство работало в рамках открытой модели рыночного хозяйствования. Вместе с тем, также открыто осудить ошибки авторитарно-административной системы. Это тяжело признать, но без этого не будет ни успокоения, ни оздоровления экономики, ни рынка. 800 миллионов, которые даст ЕврАзЭС, никак не спасут ситуацию в Беларуси. Но для дефолта больших оснований сегодня, считаю, нет. Экспортная выручка растет семимильными шагами, и если бы не хаос с импортом, хаос, связанный с обменным курсом, с монетарной политикой государства, было бы все нормально.


— Но уровень жизни населения в любом случае продолжит падать?

— Мне кажется, правительство могло привести к снижению уровня жизни более безболезненно. Его надо было ожидать. В то же время его можно было растянуть, одновременно оздоровляя экономику, внедряя новые технологии, заменяя оборудование… Все то, чем надо было заниматься еще 10 лет назад. Уровень жизни бы падал, но можно было бы предохранить народ от обвального падения. А падение неизбежно, так как производительность труда не соответствует уровню потребления.

— Пока власти Беларуси в борьбе с кризисом больших успехов не достигли. Стоит ли ожидать отставки правительства?

— Думаю, что какая-то замена части правительства ожидаема. Но, самое главное, у нас же правительство — это не независимый орган, который действует по законам экономики. У нас правительство работает по указам, декретам и директивам… Если бы Национальный банк обладал суверенитетом, он бы не позволил такую безресурсную кредитную эмиссию, которая перекрывала все негативные издержки экономики.

За последний год, по данным Нацбанка и Белстата, у нас доля обеспеченности собственным капиталом (оборотным капиталом) сократилась с 7 до 1,3 процента. Мы проедаем не только основной капитал (то, что продали "Белтрансгаз", банки), но проедаем и оборотный капитал, и все это покрывалось кредитной экспансией, создаваемой Национальным банком. Это бессмысленно. И во главе всего этого процесса стоит президент страны. А если в системе и есть здравомыслящие люди, то они боятся даже "вякнуть", боятся даже встретится с Богданкевичем. Я не говорю, что самый умный. Я говорю о том, что у нас в стране есть целая прослойка подготовленных экономистов и деловых людей, которые не допускаются к принятию решений и находятся вдалеке от вертикали, правительства и национального банка.


— Но на днях премьер-министр Мясникович лично встречался с Вами.

— Я встречался с Михаилом Мясниковичем как частное лицо на частной встрече. Мы очень тесно с ним сотрудничали 20 лет назад. В то время у нас были очень близкие позиции. Как я догадываюсь, Мясникович решил тайно побеседовать с Богданкевичем. Но тайно не получилось, потому что я убежден — надо разговаривать открыто и публично. У нас же уже 15 лет нет критичных обсуждений, острых дискуссий, которые бы и президент услышал. Поэтому случайная встреча ничего не дает. Она была встречей двух коллег, которые когда-то вместе работали.

— Правительство и Нацбанк Беларуси обратились за кредитной помощью в МВФ. Как Вы считаете, условия предоставления кредита МВФ будут обусловлены только экономикой или еще и политическими вопросами?

— Я думаю, что если президент начнет менять свою политику, откажется от репрессий, позволит обсуждать жизненно важные вопросы в прессе, не будет закрывать независимые СМИ (в т.ч. лишать аккредитации иностранные телеканалы), то МВФ может выделить Беларуси кредит. Кроме этого, должна быть предоставлена адекватная программа либерального толка развития экономики, рыночных преобразований. Я думаю, что наше правительство не настолько далеко от народа, оторвано от реалий, от мировых тенденций, что оно понимает: надо проводить иную политику в отношении собственно народа.

МВФ — это не сама по себе организация. Директорат представляет капитал каждой из страны, которая входит в фонд (контрольный пакет — США, ЕС, Канада, Япония). Они кредит могут давать траншами: 500 миллионов — выполни то и то. Выполнил — вот еще 500 миллионов и так далее. Безусловно, это будет касаться в первую очередь экономики. Но, как известно, в нынешнее время экономики без политики не бывает.

Сегодня власть должна обратиться к оппозиции. Мы должны встречаться, разговаривать, обсуждать проблемы и консолидированно находить пути выхода из сложившейся ситуации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Эксперт: Уровень жизни населения будет падать. Это неизбежно