Двойное поражение Прокоповича

"Белорусы и рынок"
20 октября 2009, 01:23
Сразу две неудачи постигли Национальный банк Беларуси на прошедшей неделе: сначала президент отказал Нацбанку в полной самостоятельности, а затем фактически притормозил продажу БПС-Банка.

Это наглядно продемонстрировало степень независимости Национального банка и его способность проводить самостоятельную финансовую политику в стране. Тем самым имиджу главного банка Беларуси нанесен серьезный ущерб, правда, только в глазах международных организаций и иностранных инвесторов. Внутри Беларуси вряд ли кто-либо переоценивал влияние Нацбанка.

Независимость отменяется

Первый удар по главному банку Беларуси был нанесен на совещании по вопросу совершенствования контрольной деятельности в стране, состоявшемся 12 октября, где был рассмотрен проект Указа "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Согласно официальной информации, заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков на совещании сообщил, что по отдельным вопросам у Совета министров есть расхождения с предложениями Национального банка и Комитета госконтроля.

В частности, Национальный банк предложил не распространять положения проекта указа на проверки, проводимые в рамках банковского надзора. По мнению председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича, это напрямую связано с вопросом независимости Национального банка, что является немаловажным условием в работе с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Но президент Беларуси Александр Лукашенко не согласился с этим предложением Нацбанка. "Все, что прописано в указе в отношении банков, Запад должен поддержать, так как мы пытаемся здесь не управлять банками, а сберечь банковскую систему, в том числе и те деньги, которые нам выделяют. То есть мы охраняем банковскую систему. Но если есть возможность сделать это аккуратнее, это надо сделать аккуратнее", - заявил А. Лукашенко. Он добавил, что Национальный банк - это государственный институт и должен следовать всем существующим правилам.

"Сегодня Национальный банк - это не просто специальное учреждение. Это государство в государстве. Так быть не должно. Конечно, не должно быть решений, которые ухудшали бы имидж страны перед международными организациями. Но если в наших документах предусмотрены нормы, согласно которым контроль за банковской деятельностью осуществляется не с целью давления на банки, а для того чтобы банки были независимы и самостоятельны, функционировали на самом высоком уровне, это надо показывать представителям международных организаций", - отметил президент.

Международные финансовые институты, добавил он, должны быть проинформированы о новой системе контроля. Президент выразил уверенность в том, что после этого позиция белорусской стороны будет понята и принята. К тому же в проекте указа в полной мере учтена специфика осуществления функций банковского надзора. Все нормы, касающиеся контроля над банками, изложены в редакции Национального банка.

Сбербанк назвал слишком низкую цену

На следующий день, 13 октября, с участием президента Беларуси и главы Нацбанка состоялось совещание по отдельным вопросам развития банковского сектора.

Собственно, рассматривался вопрос об условиях продажи белорусского БПС-Банка российскому Сбербанку, но, согласно официальному сообщению, А. Лукашенко поставил вопрос шире.

Он заявил, что необходимо решить, стоит ли в нынешний кризисный период, когда падают цены, продавать иностранным компаниям крупные финансовые организации и другие объекты в Беларуси, в частности, ОАО "БПС-Банк" - один из системообразующих, важнейших банков страны.

По словам президента, вопрос этот имеет не только экономическое, но и политическое значение. "Конечно, иностранные инвесторы и прочие желающие не прочь стать акционерами наших банков. В этом заинтересованы очень крупные финансовые организации, западные и восточные. Но надо четко определить, как мы будем себя вести в этой ситуации", - отметил А. Лукашенко.

Он констатировал, что есть заманчивые предложения и капитал увеличить, и кредиты предоставить. "Но кризис есть кризис - цены падают. И на вопрос, надо или не надо продавать такие-то предприятия, будет ответ однозначный: надо. Но стоит другой вопрос: за какие деньги?" - сказал А. Лукашенко.

По словам президента, была проведена оценка БПС-Банка несколькими институтами, результаты которой различаются почти в три раза. "Наш Институт недвижимости оценивает банк по международной методике в очень крупную сумму, западные институты, которых нанимают заинтересованные инвесторы, - в два-три раза меньше. Поэтому я не могу единогласно принять сегодня решение, когда цены пляшут", - пояснил президент.

Он отметил, что возникает еще один вопрос: почему именно сегодня назрела необходимость продажи одного из лучших банков страны, тем более что речь идет о продаже не здания, а хорошо налаженного бизнеса. В 2007-2008 годах на развитие БПС-Банка государство направило 260 млрд. BYR, в текущем году за счет бюджета планируется увеличить уставный фонд еще на 30 млрд. BYR.

Активы банка в настоящее время составляют 2 млрд. USD, при этом 68% активов - вложения в госсектор. "Это прекрасный банк, - подчеркнул президент. - Большинство крупных государственных и частных предприятий обслуживаются в нем. Это БМЗ, "Белоруснефть", МАЗ, "Нафтан", "Атлант" и другие. Почему мы на безальтернативной основе хотим продать этот банк?".

"Словом, есть ряд вопросов. Надо обсудить все "за" и "против" с учетом экономической безопасности нашей страны. Решение должно приниматься принципиальное, и не только по БПС-Банку. Надо принципиально договориться, как будем себя вести в условиях финансового кризиса, когда цены на все упали значительно", - подвел итог совещания А. Лукашенко.

БПС-Банк стал картой в игре президентов

Проблемы с продажей пакета акций БПС-Банка являются, по-видимому, не экономическими и возникли вследствие того, что основным кандидатом на приобретение пакета его акций является российский Сбербанк. В настоящее время руководства Беларуси и России не могут договориться по целому ряду вопросов, в связи с чем продажу пакета акций белорусского банка российскому президент РБ, возможно, хочет увязать с решением других вопросов, например с предоставлением российского кредита в размере 500 млн. USD.

Что касается различий в оценке стоимости банка, то они вполне естественны. Белорусская сторона подчеркивает только положительные качества банка, а потенциальный инвестор отмечает недостатки. То, что 68% активов банка представляют собой вложения в государственный сектор экономики, с точки зрения иностранного инвестора является скорее минусом, чем плюсом, так как государственный сектор в настоящее время не выглядит надежным плательщиком. К тому же госпредприятия могут перейти на обслуживание в государственные банки, лишив БПС-Банк почти всех его активов.

По поступившей после совещания 13 октября информации, Сбербанк хотел приобрести БПС-Банк за цену, рассчитанную специалистами Deutsche Bank, - 150 млн. USD, тогда как белорусский институт недвижимости насчитал 500 млн. USD. Третий оценщик - британский банк NM Rothschild & Sons - выдал три оценки стоимости банка на любой вкус: от 150 млн. до 500 млн. USD.

В условиях финансового кризиса и перестройки банковской системы Беларуси оценить стоимость белорусского банка действительно непросто. Его капитал на 1.07.2009 г. составлял 715,3 млрд. BYR, то есть около 255 млн. USD. Балансовая прибыль за первое полугодие составила 45,3 млрд. BYR. Обычно в процессе приватизации банков в Беларуси ранее ориентировались на величину капитала. Возможно, и сейчас стороны сойдутся на этом. Хотя если продажа БПС-Банка действительно окажется одним из предметов политического торга, то шансы на его приватизацию становятся минимальными.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Двойное поражение Прокоповича