Эксперт: Наметился “кризис жанра“ сетевого протеста

Клим Халецкий, UDF.BY
23 сентября 2011, 01:44
После почти двухмесячного перерыва 21 сентября в Беларуси прошли очередные акции "молчаливого" протеста, организованные движением "Революция Через Социальную Сеть".

Открытие осеннего протестного сезона получилось малочисленным и незаметным как в Минске, так и в других городах.

В интервью UDF.BY политический обозреватель Александр Класковский рассказал о причинах "кризиса жанра" сетевых протестов и заявил, что этой осенью революции в Беларуси не будет.

— Александр Владимирович, в чем основная причина малочисленности вчерашней акции "молчаливого" протеста?

— Существует комплекс причин. Во-первых, утрачена новизна формата. Летом РЧСС многих привлекала креативом, контрастностью с традиционными календарными акциями оппозиции, сценарий которых заранее известен. Свежесть идей и технологии привлекли новый пласт людей, не обычных политических активистов, а, условно говоря, молодежь из сети. Сейчас ничего необычного в таком формате протеста уже нет и перед многими стал вопрос: "А нужно ли мне рисковать?". Во-вторых, «постарались» власти. Репрессиями и нападениями "неизвестных в штатском" они показали, что шутить не намерены. Люди боятся потерять работу, учебу, заплатить большие штрафы, да и в 15 сутках административного ареста веселого мало. В-третьих, у этих акций так и не появилось внятных целей. Они остались красивой, но все-таки фрондой, так и не стали последовательной борьбой с четкой целью. Стратегии и программы как не было, так и нет.

— Как раз перед акцией 21 сентября в группе РЧСС Вконтакте впервые появилась "программа требований" молодых революционеров к власти…

— Все эти лозунги были в основном рассчитаны на пролетарские массы, на некий "простой народ". Эти люди сейчас заняты бытовыми проблемами: копают картошку, думают, как перекроить бюджет, чтобы запасы на зиму сделать. Среди них "гроздья народного гнева" еще не вызрели.

— Одними из выдвинутых движением РЧСС требований были: "индексация заработных плат, пенсий и пособий в соответствии со средними по состоянию на май 2010 года" и "введение бесплатного проезда для всех учащихся РБ"? Возможно, многих людей оттолкнула откровенная экономическая некомпетентность и даже абсурдность таких заявлений?

— В принципе, любая оппозиция всегда играет на трудностях властей и использует популизм. Данные требования созвучны тем, что выносятся на Народный сход. Они рассчитаны на аудиторию, которую не так просто найти в социальных сетях. У людей, выходивших летом, были не только экономические мотивы для протеста. Ведь большинство участников "молчаливых" протестов не из самых бедных слоев населения. Это был скорее ценностный, духовный протест. Люди вышли, чтобы сказать: "Достало!". Так что все эти лозунги и программы РЧСС не нашли своих адресатов, а молодежь над ними только посмеялась.

— Почему в таком случае не происходит объединение сетевых революционеров и традиционной оппозиции? Что мешает им выступить единым фронтом?

— Одной из причин популярности "молчаливых" акций протеста как раз является их независимость от традиционной оппозиции. Ведь за ней тянется шлейф поражений, да и моральный авторитет оппозиционеров сейчас не слишком высок. Первые заявления о необходимости сближения появились только в июле, когда наметился "кризис жанра" сетевого протеста. Но воз и ныне там. Очевидно, что существует взаимное недоверие и даже какая-то ревность между неофитами и бывалыми. Белорусская оппозиция не может договориться друг с другом, тем более им сложно найти общий язык с молодежью, которая живет в другой системе координат.

— Следовательно, точек соприкосновения между ними нет вообще?

— Конечно, есть. Все зависит от социально-экономической ситуации. Когда, наконец, народ выйдет на улицы, то оппозиция и сетевые революционеры начнут работать вместе. Так было, например, в Египте и в других арабских странах, где прошли twitter-революции. Даже при том, что у них уровень компьютерной грамотности населения намного меньше, чем у нас.

— На акциях 21 сентября обошлось без задержаний. Милиция и «неизвестные в штатском» просто наблюдали за действиями митингующих. В чем причина такой мягкости?

— Есть две главные причины такой "либеральности" милиции. Во-первых, сейчас начался новый тур игр с Европой. Они сейчас поставили Лукашенко "на счетчик". Новый посол ЕС Майра Мора за несколько часов до акции заявила, что Европа будет следить за событиями 21 сентября и это будет своеобразный тест для белорусских властей на готовность к перезагрузке отношений. Однако, и это во-вторых, такой тест белорусским властям пройти было очень просто, учитывая малое количество протестующих. Конечно, если бы акция была многочисленной, и люди приблизились к каким-то административным зданиям, то реакция властей была бы жесткой. В ситуации, когда у Лукашенко возникает альтернатива сохранить имидж для Запада или дать по голове так, чтобы никто не рыпался, он обычно выбирает второе.

— Многие аналитики прогнозировали, что осень-2011 станет "жаркой" и богатой на политические протесты, что именно сейчас власти перешли Рубикон народного терпения. Является ли неудача первой акции показателем того, что такие заявления ошибочны?

— Опыт последних 20 лет научил белорусов уходить в самовыживание: надеяться на свои дачные сотки, экономить на всем и тратить только на жизненно необходимое. Теперь, чтобы довести белоруса до точки кипения, властям надо очень сильно постараться.

— Инфляция в 63,4% и огромная девальвация не могут пробудить белорусов?

— Я недавно разговаривал с одним иностранцем, он мне сказал: "У нас бы во Франции такое правительство уже давно на уши поставили, при инфляции в 60%!". Но менталитет белорусов, систематическое уничтожение мыслящих людей на протяжении всей нашей истории и целенаправленная маргинализация оппозиции привели к политической и гражданской инертности белорусского общества. Поэтому не стоит удивляться, что тем или иным политическим силам так тяжело "расшевелить" наш народ. С другой стороны, такое выжигание политического поля опасно для властей. В Ливии оппозицию в буквальном смысле физически уничтожили, но Каддафи это не спасло. Рано или поздно наступает момент, когда "срывает крышку котла" и начинаются неуправляемые процессы.

— Хочется надеяться, что Беларусь – не Ливия…

— При нынешнем режиме и внешнеполитической ситуации революция у нас вообще маловероятна. В последнее время я все больше опасаюсь, что в определенной фазе кризиса может произойти номенклатурный переворот с участием "руки Москвы" и белорусы могут проснуться совсем в другой стране. Это печально и хотелось бы этого избежать.

— Так все-таки есть у "молчаливых" акций протестов будущее? Будут ли люди в дальнейшем на них приходить?

— Мне кажется, что этот жанр тихо умирает. Конечно, какая-то часть людей, которые по-прежнему будут выходить на улицы из принципа. Есть свои амбиции у координаторов проекта. Но лучше вовремя и красиво перейти в какую-то новую фазу. Ведь придерживаться какого-то формата и бренда – не самоцель в политике. Любая политика – искусство возможного и требует проявления гибкости. Нужна долгосрочная стратегия, цели, новые подходы. Социально-экономические проблемы в Беларуси никуда не делись, но отчаянно держаться за вывеску "Революции Через Социальную Сеть" – дело бесперспективное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Эксперт: Наметился “кризис жанра“ сетевого протеста