“Der Spiegel“: Суровая зима для последнего диктатора Европы

Кристина Хебель, "Der Spiegel"
20 ноября 2011, 14:28
Вот уже 17 лет Александр Лукашенко правит в Беларуси железной рукой. У страны большие долги, цены стремительно растут, и все большим становится возмущение среди населения. Однако авторитарный диктатор надеется пересидеть кризис.

Один раз в месяц Валерий Ухналев приходит на площадь Бангалор в Минске для того, чтобы заявить о своем недовольстве, и делает он это несмотря на запугивания. В октябре этого года неизвестные люди похитили его, привезли в лес, где затем связали и избили этого 57-летнего человека. По данным независимых белорусских средств массовой информации, в конце недели некоторые его сторонники были арестованы сотрудниками полиции и секретной службы КГБ. Тем не менее Ухналев заявляет: "У меня больше нет страха, я его преодолел; главное – это цель, а все остальное не имеет значения".

Ухналев стал опасен для режима Лукашенко. Соучредитель левой партии "Справедливый мир" является одним из организаторов так называемых Народных собраний, представляющих собой новую форму протестов в Беларуси. В конце прошлой недели люди в Минске, а также в других городах, вновь выразили свое недовольство, и это произошло спустя почти год после президентских выборов, победитель которых был определен заранее – Александр Лукашенко. Он правит с 1994 года в этой стране, расположенной между Россией и Европейским Союзом.

Бывший замполит танковой роты руководит Беларусью на советский манер: оппозицию этот 57-летний политик во многом нейтрализовал, а оставшиеся немногочисленные свободные средства массовой информации постоянно подвергаются нападкам со стороны правоохранительных органов. Лукашенко невысокого мнения о демократии. Бывший госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс назвала его "последним диктатором Европы".

Инакомыслящие нежелательны для режима автократического президента. Это стало очевидным в декабре 2010 года, когда в демонстрациях протеста против фальсификации итогов выборов приняли участие тысячи жителей страны. Лукашенко приказал жестоко расправиться с сопротивлением, а также арестовать оппозиционных кандидатов. И сейчас дело обстоит так, что те люди, которые открыто выражают свое недовольство режимом Лукашенко, задерживаются без каких-либо правовых оснований и подвергаются избиению. Уже давно протестующие добиваются не только освобождения политических заключенных – они недовольны также экономическим положением в стране.

Беларусь как государство находится на грани банкротства: с января инфляция стремительно увеличивается, и, согласно прогнозам министерства экономики, до конца года она должна составить 100%. Цены на продукты питания выросли втрое.

В течение многих лет Беларусь жила не по средствам. Лукашенко невысокого мнения о свободной рыночной экономике. Россия в 2007 году повысила цену на нефть и природный газ, а спустя год разразился мировой экономический и финансовый кризис. В результате предприятия во всем мире вынуждены были пойти на значительное сокращение персонала, а бывший директор совхоза продолжал действовать так, как будто ничего не произошло. Большинство крупных предприятий в Беларуси все еще находятся в государственной собственности. В последнее время ходят разговоры о том, что сотни этих предприятий должны быть приватизированы за символическую цену в несколько евро.

На часовой фабрике "Луч" в Минске, являющейся наряду с Тракторным заводом образцовым предприятием страны, в настоящее время неохотно принимают журналистов. Ходят слухи об остановке производства и введении сокращенного рабочего дня.

Кредиты из Тегерана

Лукашенко совершенно необходимы дополнительные финансовые средства. Только в этом году стране потребуется более четырех миллиардов евро для того, чтобы погасить краткосрочные кредиты. Общая задолженность Беларуси в настоящий момент превышает 24 миллиарда евро. Для сравнения: валовой внутренний продукт этой страны не превышает 25 миллиардов евро. Лукашенко может получить помощь от иранского правителя Махмуда Ахмадинежада. Он обещал Минску кредит в размере 400 миллионов долларов. До этого Азербайджан открыл кредитную линию в объеме 300 миллионов долларов. Китай и Россия также предоставляют миллиарды. В то же время Москва связывает кредиты с определенными условиями: предприятия должны быть приватизированы, и воспользоваться этим должны российские концерны.

Предоставленные кредиты дают возможность Лукашенко перевести дух – по крайней мере, протянуть еще пару месяцев. Но становится очевидным: ему все труднее сохранить стабильность, за которую он выступал в течение многих лет. В Белоруссии до последнего времени существовала молчаливая договоренность, рассказывает журналист Сергей Макаревич из независимой еженедельной газеты "Наша ніва". Лукашенко обеспечивает экономическую стабильность, пока никто не вмешивается в политику – такова система главы этого государства. За счет повышения заработной платы и пенсий Лукашенко смог добиться поддержки многих своих соотечественников.

Однако сейчас выплаты сокращаются, и с декабря прошлого года популярность Лукашенко падает. По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, Лукашенко доверяют всего 24% жителей страны. По подсчетам самого белорусского лидера, число его сторонников значительно больше – 70%. Эти данные он привел в начале октября.

Режим испытывает страх перед проявлением недовольства народа, говорит Ухналев. Люди демонстрируют свое возмущение изобретательным способом. Они предварительно договариваются в интернете о том, чтобы затем спонтанно встретиться в условленном месте. Там они начинают хлопать в ладоши или просто молчат. В последнее время запрещено призывать в интернете к участию в подобных акций и затем спонтанно проводить митинги. Не имеют права сообщать о проведении демонстраций те люди, которые однажды уже были подвергнуты наказанию за нарушение закона во время проведения демонстраций.

Поэтому противники Лукашенко проводят теперь один раз в месяц народные собрания. Для них – в отличие от демонстраций – не требуется получения разрешения, объясняет Ухналев.

Такого рода собрание разрешено в том случае, если определенный процент граждан накануне одобрит его проведение, и этим положением представители протестного движения до сих пор имеют возможность пользоваться. В начале октября прошли первые собрания в Минске, а также еще в 25 городах. Люди требовали повышения заработной платы, создания рабочих мест, а также освобождения политических заключенных.

"Для хлеба и колбасы достаточно"

Однако пока лишь немногие рискуют выходить на улицу – прежде всего на это отваживаются молодые и хорошо образованные белорусы. В начале октября в Минске в акциях протеста участвовала тысяча человек и несколько сотен в других городах. По прежнему слишком велик страх перед репрессивными мерами. Говорят о том, что на предприятиях раздаются угрозы: участников протестов могут лишить работы. Другие наблюдатели свидетельствуют о летаргии белорусов. Оппозиция считается разобщенной, и во время президентских выборов она выставила почти 20 кандидатов. Многие также разочарованы Евросоюзом. Пока Брюссель оказывает помощь только тем, что некоторым представителям правящей элиты в Минске запрещено выдавать въездные виды. В отношении Белоруссии действуют также экономические санкции. Эффект от предпринимаемых действий пока невелик. А нормальные граждане, в том числе рабочие на государственных предприятиях – будут ли они протестовать?

Журналист Макаревич сомневается в этом: судя по всему, финансовый кризис еще не так сильно затронул граждан. "После девальвации белорусского рубля у людей осталось не так много денег, но на хлеб и колбасу хватает".

Возможно, ситуация изменится зимой, отмечает эксперт по экономике и бывший кандидат в президенты Ярослав Романчук. В середине ноября жители республики получат первые счета за отопление, и оплата повысится. "В этот момент они смогут понять, должны ли они будут на самом деле еще туже затянуть пояса".

Ухналев надеется, что все больше людей будут способны преодолеть свой страх и присоединиться к акциям протеста. "Что-то может измениться только в том случае, если белорусы поймут, что они должны не только на кухне обсуждать то, что они считают плохим".

Лукашенко поставил правительству ультиматум: в течение ближайших шести месяцев оно должно справиться с кризисом. Раньше он утверждал, что к концу году о нем уже никто не вспомнит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Der Spiegel“: Суровая зима для последнего диктатора Европы