Лев Марголин: Вопрос бойкота – это вопрос частный

UDF.BY
23 января 2012, 17:13
В понедельник представители шести оппозиционных политических структур - Партии БНФ, ОГП, движения "За свободу", оргкомитета БХД, гражданской кампании "Говори правду!", Партии левых "Справедливый мир" - обсудили стратегию участия или неучастия в кампании "парламентские выборы".

Об итогах заседания UDF.BY рассказал заместитель председателя ОГП Лев Марголин.

- Как прошло сегодняшнее собрание оппозиции по поводу обсуждения бойкота парламентских выборов? Было ли принято единое решение и единая стратегия? Кто поддержал бойкот, а кто нет?

- Во-первых, мы не занимались вопросом бойкота выборов. Для нас дилемма стоит не так: бойкот или участие. Для нас вопрос стоит, участие или неучастие, потому что бойкот – это одна из форм участия.

Во-вторых, мы сегодня зафиксировали ряд принципиальных позиций, по которым есть полное единство всех участников коалиции шести.

Первая: выборов в нашей стране нет, и говорить можно только о политической кампании "выборы". А для того, чтобы считать выборы выборами, нужно полное выполнение всех условий, о которых мы сделали заявление еще год тому назад.

Вторая: при наличии политических заключенных говорить о свободных и справедливых выборах в стране нельзя независимо от того, какие процедуры будут положены в основу.

Третья: в политической кампании обязательно необходимо принимать участие. Но при этом мы все понимаем, что эта политическая кампания может быть только частью более объемной кампании. Ее цель – консолидация населения, информирование о том, в частности, почему нужны именно свободные и справедливые выборы, а также привлечение белорусского народа на сторону демократических сил – на сторону оппозиции.

А вопрос бойкота или не бойкота – это вопрос частный, поскольку бойкот тоже предполагает определенное участие, предполагает выдвижение кандидатов в члены избирательных комиссий разного уровня, организацию наблюдения. Ну и дальше уже идут нюансы, которые каждая партия будет решать уже по отдельности. Большинство считают, что кандидатов все-таки выдвигать нужно, потому что необходимо использовать информационные возможности этой кампании, прежде всего, возможность выступления по телевидению.

Но в частности наша партия – Объединенная Гражданская партия – считает, что если сохранится сегодняшняя ситуация, то в самом голосовании принимать участие, конечно, нельзя, и мы будем обсуждать этот вопрос на съезде. Мы склоняемся к тому, что мы кандидатов выдвигать будем, но будем их потом снимать.

- Кто еще решил поступить так же?

- Мы рассчитываем провести общественную дискуссию по этому вопросу, чтобы это не было решением только политических партий, чтобы учесть мнение экспертного сообщества, гражданского общества, просто всех желающих высказаться по этому поводу. Мы видим свою задачу в том, чтобы эту политическую кампанию использовать по максимуму. И для этого нужно выслушать все точки зрения, и думаю, что нам удастся прийти к общему решению по этому вопросу. Но это будет несколько позже.

- То есть окончательного общего решения по выдвижению еще не было принято?

- Для нас гораздо более важно единство по более широкому кругу вопросов. Повторюсь: мы все без исключения считаем, что на сегодняшний момент выборов нет. И в этих условиях речь может идти только о нюансах использования этой кампании для достижения наших политических целей.

- А если все-таки кто-то выдвинет кандидатов и будет продолжать участие?

- Тут никого не заставишь, скажем так. Тут же могут быть еще разные нюансы: кто-то будет считать, что можно выдвинуть кандидатов, но их надо, скажем так, за месяц снять или после выступления по ТВ. Кто-то скажет: "Нет, надо дать возможность власти, может они все-таки пойдут на какие-то условия и снять за пять дней до голосования" - это уже нюансы. Здесь масса разных вариантов и нет никакой дилеммы: только выдвигать и снимать или выдвигать и не снимать. И они требуют обсуждения.

- Но если этот вопрос разные партии решат по-разному, не снизит ли это общий эффект?

- Я думаю, что мы все же достигнем какого-то консенсуса в этом вопросе. Даже в вопросе технологий. Хотя, опять-таки, даже если разные партии будут действовать технологически по-разному, основной момент – не допустить повышения легитимации власти в результате этих выборов. В этом будут принимать участие все партии, это однозначно, и даже если кто-то примет участие до самого конца вплоть до голосования, и более того, что маловероятно, если власть решит кого-то пропустить в эту "палатку", это никоим образом не будет свидетельствовать о том, что прошли свободные и справедливые выборы. То есть все представители оппозиции должны попадать в парламент естественным путем: в результате волеизъявления населения. А если такого волеизъявления свободного нет – все остальное уже вторично.

- Что Вы думаете по поводу высказывания Юрия Чаусова, который заявил, что "в случае бойкота выборов власти могут ликвидировать партии"?

- Власти могут ликвидировать партии, даже если те примут самое активное участие в выборах, если сочтут, что существование партий им не нужно. Но я не думаю, что они на это отважатся пойти, потому что это будет выглядеть еще большей дискредитацией власти в глазах и мирового сообщества, и белорусского народа, что еще более важно. Потому что если вы считаете, что партии какие-то маломощные, не представляют каких-то широких интересов, то чего вам вообще с ними воевать, спрашивается. Предположить поведение власти сложно, поскольку сложно найти какую-то логику в ее действиях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Лев Марголин: Вопрос бойкота – это вопрос частный