Лукашенко не хочет делиться активами с Россией

РБК
27 января 2012, 10:00
Беларусь - практически единственная страна в Европе, в которой сохраняются очень специфические условия для ведения бизнеса. Главной бедой предпринимателей остаются официальные власти, которые продолжают непредсказуемо, но регулярно менять нормативную базу для экономической деятельности.

Кроме того, исполкомы, являющиеся представителями верховной власти республики на местах, обставляют выдачу любого разрешения на деловую активность в их регионах множеством условий.

И не стоит думать, что сильная власть в данном случае является залогом стабильности. Белорусская практика показывает, что любые условия могут быть радикально изменены или обновлены в зависимости от текущей ситуации и потребностей государства. В качестве примера можно привести сделанное в самый разгар финансового кризиса 2011г. требование президента Беларуси Александра Лукашенко, обращенное к бизнесменам и банкирам, "подставить плечо" государству и поделиться прибылью. Тому, кто подставит это плечо в недостаточной степени (по мнению властей), недвусмысленно сказали, что они работать в "этой стране" не будут.

Масштабной приватизации ждать не стоит

В последнее время в Беларуси и заинтересованных странах много говорят о предстоящей приватизации государственных активов республики. Дескать, наступили тяжелые времена, и А.Лукашенко даже против своей воли пойдет на продажу госимущества по доступным ценам. Судя по происходящему, не пойдет. Недавно президент поручил правительству придержать продажу крупных предприятий "до лучших времен", то есть до того момента, как цена этих активов вырастет. Надежды же на это тают на глазах, так как практически все государственные предприятия не имеют возможности обновлять производственные мощности и, как следствие, со временем должны только дешеветь.

Кроме того, своим указом белорусский президент запретил продавать акции 54 крупных недавно акционированных предприятий их работникам, хотя такая возможность предусмотрена национальным законодательством. Из этого следует, что власти республики стремятся исключить любую возможность перепродажи миноритариями своих акций сторонним лицам или организациям.

Действительно, руководители Беларуси оказались в непростом положении в связи с финансовым кризисом. Однако сейчас они демонстрируют уверенность, что ситуация стабилизировалась благодаря российским деньгам и преференциям и вовсе не торопятся распродавать госсобственность.

Вообще решение о приватизации будет последним в комплексе мер по спасению экономики страны, на которые готова пойти высшая белорусская номенклатура. Безусловно, не последнюю роль в такой государственной позиции играет тот факт, что за последние 10-15 лет властная элита страны практически не обновлялась. Вся полнота государственной власти в Беларуси фактически принадлежит чиновничьему аппарату, который прекрасно освоил административные методы получения выгоды.

Чиновники привыкли безраздельно распоряжаться в Белоруссии всем – финансами, землей, недвижимостью, предприятиями и колхозами. Они временно управляют активами, которые им не принадлежат и за которые они не отвечают, но прибыль извлекать могут. Аппарат привык оперировать по своему усмотрению льготными кредитами, применять меры торгового протекционизма и административной дискриминации конкурентов. Чиновники прекрасно понимают, что любые рыночные реформы или масштабная приватизация является прямой угрозой их благосостоянию, основанному на государственных активах и бюджетных потоках.

Отказаться от всего этого не так просто. И даже острейший системный кризис 2011г. вряд ли станет тем фактором, который заставит Белоруссию выставить на продажу привлекательные государственные активы.

Например, когда Антикризисный фонд (АКФ) ЕврАзЭС в июне минувшего года принял решение выделить Беларуси стабилизационный кредит в размере 3 млрд долл., одним из главных условий выделения средств было проведение приватизации, как минимум на сумму в 7,5 млрд долл. в течение трех лет. И если по итогам 2011г. Беларусь свое обязательство выполнила легко, продав Газпрому вторую половину акций "Белтрансгаза", то в текущем году пока неясно, что она собирается продавать и собирается ли это делать вообще. Все решения принимаются, как обычно, для Беларуси, по-аппаратному взвешенно.

Стоит также отметить, что пока неофициально, но все громче звучат чиновничьи голоса, предлагающие вообще отказаться от приватизации, путь даже и в ущерб дальнейшему сотрудничеству с АКФ. Аргументация такова: Россия подбросила деньжат и льгот, золотовалютные резервы велики, как никогда (на данный момент - 7,9 млрд долл.), государство исправно зарабатывает на экспорте, так стоит ли продавать лакомые куски госсобственности на 5 млрд долл., чтобы получить от АКФ невыбранные 1,7 млрд долл. кредита?

Сам собою напрашивается вывод: для того чтобы прийти в Беларусь в качестве инвестора и более-менее успешно работать, надо быть Газпромом или настолько покладистым бизнесменом, который будет готов купить неэффективное предприятие за приличные деньги и при этом не иметь амбиций на участие в управлении приобретенной собственностью.

Таким образом, на данный момент реальных планов по приватизации в Беларуси как не было, так и нет. И, скорее всего, пока в стране отсутствует острый дефицит финансов, приватизация государственных предприятий страны не состоится, поскольку не устранено главное ее условие - незаинтересованность властей страны в приходе неподконтрольного иностранного бизнеса и в развитии конкуренции.

Беларусь хочет вырастить своих олигархов…

Белорусскому руководству все чаще приходится задумываться о методах недопущения иностранцев к госсобственности. И все более политический истеблишмент страны склоняется к наиболее простому способу – самим определить хозяев "заводов, газет, пароходов".

Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) и бывший кандидат в президенты Беларуси, считает, что в сложившейся ситуации "номенклатура и ее богатые партнеры из бизнеса рассмотрели уникальный шанс заработать и оказать ценную услугу самому А.Лукашенко, который загнал себя в угол своими политическими пируэтами".

Эксперт уверен, что естественными союзниками А.Лукашенко в упрочении своих политических позиций и в борьбе против "душащего его" Кремля могут стать новые белорусские олигархи. "Ему ничего не остается, как поделиться собственностью с избранными, реализовать принцип "Беларусь – для белорусов", сыграть на патриотических нотках. Такая политика хорошо сочетается с завистью к богатым, неприятием российских олигархов и боязнью открытой конкуренции, - отметил Я.Романчук. - Для ее реализации А.Лукашенко нужно выбрать несколько десятков человек, которым можно доверить участие в схеме раздела госимущества. Разумеется, при сохранении контроля над всеми приватизационными проектами. Неповиновение в управлении полученными активами будет караться арестом, национализацией или еще более суровыми мерами".

По информации, которой располагает Я.Романчук, сейчас рассматривается список примерно из сотни претендентов на звание "олигархов". Кандидаты проходят жесткий отбор - как по своим деловым качествам, так и по степени личной лояльности к А.Лукашенко. Эксперт предполагает, что с помощью этих людей руководство страны планирует осуществить "институциональную перестройку, остаться у власти и монетизировать ее".

"Избранные бизнесмены не станут единоличными владельцами предприятий, которые им планируется передать, реализовав по низким ценам в ходе залоговых аукционов", - заявил Я.Романчук. Новоиспеченные олигархи должны будут играть строго по правилам А.Лукашенко и его бизнес-группы. По мнению эксперта, де-юре она не будет "светиться" среди акционеров приватизированных белорусских предприятий, либо же может быть представлена безликими офшорами на Кипре, в Китае, Австрии и т.д.

… и противопоставить их российской экспансии

Если вышеуказанный сценарий действительно будет реализован, то все перспективы развития компаний, принадлежащих белорусским олигархам, будут связаны только с независимой Беларусью и в значительной степени непосредственно с А.Лукашенко.

"Любое слияние с Россией разрушило бы всю эту схему и непременно вылилось бы в занятие российскими олигархами командных высот в белорусской экономике, - отметил Я.Романчук. - Политическая либерализация не нужна ни Лукашенко, ни возможным его олигархам. Зато после передела собственности резко возрастет спрос на экономическую свободу в виде низких налогов и инфляции, устойчивой национальной валюты и свободного валютного рынка, дебюрократизации и цивилизованных правил международной торговли".

Эксперт полагает, что этот проект вполне может быть успешно реализован при условии, если новоиспеченные олигархи не станут бросать все силы на извлечение прибыли любой ценой, но будут содействовать экономической стабильности в целом. Измученное регулярными кризисами белорусское общество может благосклонно воспринять легализацию отечественных миллиардеров при условии стабильности денежно-кредитной системы, низкой инфляции, возможности обеспечивать семью.

Я.Романчук считает, что именно холдинги станут организационной формой белорусской олигархии. Правительство взяло курс на их создание сравнительно недавно – в апреле 2010г. При этом, по информации Минэкономики, в ноябре 2011г. в Белоруссии насчитывался уже 31 холдинг с участием 180 коммерческих организаций. Ежемесячно их становится больше в среднем на один-два конгломерата.

В свою очередь правительство Беларуси предусмотрело для своих компаний холдингового типа серьезные налоговые послабления. "Со временем белорусские холдинги, эти "гнезда" олигархов, могут быть превращены в своеобразные оффшоры внутри страны, - сказал Я.Романчук. - Создав специальные условия, подконтрольным правительству белорусским компаниям не нужно будет гонять деньги через зарубежные офшорные центры. Можно будет концентрировать их в специальном централизованном фонде и делить между собой, естественно, без налогов".

Таким образом, из национальной олигархии будет сформирован своего рода передовой отряд экономики, который будет противостоять экспансии российского капитала в Беларусь, чем годами запугивает население своей страны А.Лукашенко.

Душа бизнеса не лежит к России

Печально, но факт: многие белорусские политические деятели и экономисты, как лояльные власти, так и оппозиционные, считают вредной экспансию российского капитала в Беларусь.

Дмитрий Крук, экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, отметил, что после продажи "Белтрансгаза" Беларусь фактически утратила самостоятельность в проведении энергетической политики в регионе. "Зависимость Белоруссии от России может расти и дальше, что вряд ли можно считать позитивным фактором. Прослеживаемые тенденции сближения двух стран через интервенции российского капитала имеют больше негативных признаков, чем позитивных, - сказал Д.Крук. - Впрочем, есть определенные сомнения, что Беларусь очень легко достанется России, так как власти во многом осознают политические и экономические угрозы, которые могут последовать за слишком глубоким проникновением российского капитала".

Станислав Богданкевич, глава Нацбанка Беларуси в 1991-1995 годах, уверен, что Россия сейчас активно пытается и будет продолжать пытаться подчинить белорусскую экономику своему влиянию. "Белорусские власти будут вынуждены распродавать страну, чтобы сохранить себя, - отметил он. - Подписывая соглашения о получении кредита АКФ ЕврАзЭС, Белоруссия уже обязалась ежегодно продавать госимущество на сумму 2,5 млрд долл. Ясно, что это будет продажа собственности именно российским олигархическим структурам. Иных покупателей у нас нет".

По мнению С.Богданкевича, Беларуси нужно уходить от российского влияния, искать иные рынки сбыта, восстанавливать отношения с западным цивилизованным миром. "Демонстративное трехкратное повышение зарплат на убыточном "Белтрансгазе", пересаживание его работников на новые автомобили ясно говорит о правоте тех, кто говорит о постепенном поглощении Россией Беларуси", - сказал эксперт. По его словам, это делается новыми владельцами предприятия, чтобы показать, что можно спокойно жить "на халяву" со стороны России, и не искать других путей решения экономических проблем. "Дескать, нужно продолжать путь на Восток, допустить экономическую аннексию страны, и это принесет нам большую пользу. Надо понимать, что со временем мы утратим ценную собственность. И это плохо. Утрата собственности - потеря независимости. Нашу судьбу будут определять другие - собственники, которые поглотят Белоруссию", - считает С.Богданкевич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Лукашенко не хочет делиться активами с Россией