Приватизация или смерть

Клим Халецкий, UDF.BY
28 января 2012, 12:42
Москва посылает Минску недвусмысленные сигналы о том, что пора проводить обещанную приватизацию. Белорусские власти, однако, не спешат расставаться с госсобственностью и номенклатурным всевластием в экономике.

В июне 2011 года антикризисный фонд ЕврАзЭС принял решение выделить Беларуси стабилизационный кредит в размере $3 млрд. Одним из главных условий выделения средств было проведение приватизации, как минимум на сумму в $7,5 млрд. в течение трех лет.

Если в прошлом году Минск легко выполнил свои обязательства, расставшись с 50% акций Белтрансгаза, то в 2012 году встал вопрос, какие именно предприятия должны быть проданы. Более того, многие эксперты отмечают, что Александр Лукашенко может и не пойти на такую масштабную распродажу "фамильного серебра" - это неминуемо подорвет экономическое всесилие президента, что вряд ли входит в его планы.

Первый заместитель директора НИЭИ Минэкономики Виктор Пинигин сообщил на прошлой неделе, что пока перечень предприятий, от продажи которых страна получит $2,5 млрд., еще не определен. "Объекты сейчас прорабатываются. Окончательного списка пока не существует", — отметил чиновник.

Минск занял оборонительную позицию. Но в условиях экономического кризиса и «ледникового периода» в отношениях с Западом, Лукашенко почти лишен пространства для маневра. Тем более Кремль уже не так безоговорочно верит обещаниям и словам белорусского президента и перестраховывается:

"Россия уже имеет горький опыт взаимодействия с Лукашенко, когда тот сначала обещает, а потом делает большие глаза и говорит, что вы нас не так поняли, - комментирует ситуацию политический обозреватель Александр Класковский. - Не случайно недавно всплыли подробности договора о продаже второй части "Белтрансгаза", где выяснилось, что белорусская сторона почти в кабальном рабстве. Не случайно кредит по линии антикризисного фонда ЕврАзЭС так жетско расписан по траншам. Каждый кусочек Москва намерена давать только в случае реализации программы приватизации. По всем этим деталям чувствуется, что Кремль взялся за Беларусь серьезно".

Золотовалютные резервы Беларуси велики, как никогда (на данный момент - $7,9 млрд), скидки на энергоносители от России получены и властям удалось "снять" приличный инфляционный налог с бизнеса. Кроме того, известно, что Александр Лукашенко настороженно относится к иностранным инвесторам, зато питает страсть к неограниченной власти и волюнтаризму. Исходя из этого эксперты резонно предполагают, что сейчас в высших эшелонах власти идет дискуссия на тему: стоит ли продавать госсобственность на $5 млрд., чтобы получить из антикризисного фонда ЕврАзЭЗ невыбранные $1,7 млрд. кредита?

"После получения денег от России у белорусского правительства крайне двусмысленное положение. С одной стороны Беларусь на себя взяла определенные обязательства, с другой стороны некоторые из этих обязательств выполнять она не собирается или, по крайней мере, не очень хочет", - заявил в интервью UDF.BY доктор экономических наук Борис Желиба.

Очевидно, что Россия не просто хочет приватизации белорусской экономики, в ее планы входит продажа госсобственности именно российскому капиталу:
"Продавать каждый год предприятий на $2,5 миллиарда – сложная задача. Проблема еще в том, что продавать их придется именно России, - рассказывает Желиба. - Раньше была возможность маневра: могли ориентироваться и на Запад, и на Восток. Сейчас западный вектор закрыт, так что мы остались наедине с "большим братом". Хотя для нас был бы более выгоден европейский капитал, с его техническими и организационными инновациями".
Непростая ситуация, в которой оказались белорусские власти, рождает и довольно экзотические для отечественного экономического ландшафта варианты.

Так в интервью РБК руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса и экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук высказал мнение, что союзниками А.Лукашенко в упрочении своих политических позиций могут стать новые белорусские олигархи.

"Лукашенко ничего не остается, как поделиться собственностью с избранными, реализовать принцип "Беларусь – для белорусов", сыграть на патриотических нотках. Такая политика хорошо сочетается с завистью к богатым, неприятием российских олигархов и боязнью открытой конкуренции, - отметил Я.Романчук. - Для ее реализации А.Лукашенко нужно выбрать несколько десятков человек, которым можно доверить участие в схеме раздела госимущества. Разумеется, при сохранении контроля над всеми приватизационными проектами. Неповиновение в управлении полученными активами будет караться арестом, национализацией или еще более суровыми мерами".

Но даже такой сценарий таит в себе определенные опасности для белорусского президента:

"Там, где есть независимые деньги, появляется независимость и в других формах. Обладатели денег начинают подкармливать свою прессу, свои политические силы. Ведь когда возникает сильный слой собственников, всегда возникает угроза самовластию. Показательна в этом плане ситуация на Украине. Когда многие олигархи поддержали именно "оранжевых", - делится своими соображениями Класковский. – Хотя конвертация власти в собственность уже происходит в каких-то латентных и нелегальных формах. Думаю, что есть определенное давление со стороны номенклатуры, которая бы хотела легализовать совой статус собственников и "жить как люди".

Что будут делать Лукашенко в такой непростой для него ситуации? Ответ, скорее всего, будет типичным – "крутиться".

"Лукашенко вынужден будет маневрировать. Чем дальше, тем сильнее приходится ему крутиться как ужу на сковородке. Прессинг России, давление внутренних факторов. Думаю, что в своей привычной манере он будет идти лишь на незначительные уступки, до конца упираться, в надежде на то, что как-нибудь проскочим", - прогнозирует Класковский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Приватизация или смерть