Отсидевший глава Белтелерадиокомпании возглавит “Альфа Радио“

UDF.BY
30 марта 2012, 18:41
Бывший глава Белтелерадиокомпании Егор Рыбаков, отсидевший в колонии 6 лет за получение взяток в особо крупном размере, возглавит "Альфа Радио". Эту информацию UDF.BY подтвердил шеф-редактор радио Андрей Холодинский. Планируется, что новый руководитель будет представлен коллективу в понедельник.

- Все, что я могу вам по этому поводу сказать - нам сообщили новость, что он с понедельника директор Альфа Радио. Все. Больше я ничего сказать не могу, - отметил он.

- Т.е. вы не можете сказать, почему выбор остановился именно на этой кандидатуре?

- Абсолютно без понятия. Нас просто поставили перед фактом. В понедельник увидим-узнаем.

Напомним, что 11 февраля 2005 года Верховный суд приговорил экс-председателя Белтелерадиокомпании Рыбакова к 11 годам лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима, конфискацией имущества и лишением права занимать ответственные должности в течение 5 лет.

Рыбакова обвинили в получении взятки, а также использовании служебного положения в целях легализации средств, полученных незаконным путем.

13 февраля 2004 года он был задержан, а 16 февраля - арестован.

22 февраля 2010 года экс-глава Белтелерадиокомпании вышел из мест лишения свободы. По решению суда его освободили досрочно.

В колонии Рыбаков возглавлял телестудию.

Вот что о процессе над Рыбаковым писала в 2005 году газета "БДГ.Для служебного пользования".

ДЕЛО РЫБАКОВА

Как верному идеологическому оруженосцу президент Беларуси Александр Лукашенко преподнес ему к 30-летнему юбилею щедрый подарок - указ о назначении председателем Национальной государственной телерадиокомпании (НГТРК) Республики Беларусь. Подарок - значит, мое, решил Егор Рыбаков и немногим более чем через два года поплатился за это заблуждение. Материалы уголовного дела Егора Рыбакова были засекречены, а их рассмотрение в Верховном суде проходило за закрытыми дверями. Но как власть ни старалась, правда о деле президентского глашатая и некоторых особенностях работы НГТРК всплыла наружу.

Начало

О том, что Рыбаков берет "откаты" со сделок, знали многие. Главный телевизионщик страны даже не пытался это скрыть. Рыбаков начал свой "бизнес" еще не обосновавшись капитально в новом кресле, будучи и.о. председателя НГТРК, 15 июня 2001 года. В тот день в компании проходило заседание тендерной комиссии на поставку нелинейного монтажа для корреспондентского пункта БТ в Москве. Накануне заседания Рыбаков встретился с директором ПЧУП "Валидиа" Сергеем Гончаровым и открыто предложил ему выиграть конкурс при условии 10% "отката" от стоимости сделки. Условия джентльменского соглашения были приняты, и тендер выиграла фирма "Валидиа", которая обязалась продать требуемое оборудование за 62 973 доллара на условиях оплаты по факту поставки. Рыбаков лично принял участие в заседании комиссии, обеспечив нужный результат для частного предприятия и комиссионные для себя.

Гончаров тоже не лыком был шит. Чтобы не терять деньги на 10%-ном "откате", он включил его в стоимость оборудования и прибавил чуть-чуть. Таким образом, через десять дней после элегантной победы предприятия "Валидиа" на тендере и.о. председателя НГТРК подписал с фирмой договор №127, по условиям которого оборудование поставлялось уже по цене 128263 740 рублей (93 283 доллара). Рыбаков даже не пытался как-то прикрыть вопиющие нарушения условий тендера. Более того, ему так не терпелось получить "заработанные" деньги, что уже 29 июня он отдает распорядительной дирекции Белтелерадиокомпании приказ о переводе завышенной суммы контракта на расчетный счет ПЧУП "Валидиа", после чего в своем рабочем кабинете получает от Гончарова 9 тыс. долларов наличными. Само же оборудование поступило в НГТРК лишь 29 августа.

Во время получения первой взятки между Рыбаковым и Гончаровым была достигнута очередная договоренность: "Валидиа" выигрывает тендер на поставку телевизионных журналистских комплектов для Агентства телевизионных новостей на тех же условиях - 10% "отката" со сделки.

Сказано - сделано. 3 августа 2001 года частное предприятие вновь выигрывает тендер, предложив журналистские комплекты по цене 88627 долларов. На этот раз скромничать в поборе с налогоплательщиков не стали ни Рыбаков, ни Гончаров. Они подписали договор №142, где цена оборудования была завышена в сравнении с тендерной на 37 тыс. (!) долларов. Из этой суммы 11 тыс. наличными получил Рыбаков, который обеспечил перечисление средств уже через три дня после подписания контракта, а остальные достались фирме "Валидиа".

Зверский аппетит

Аппетит Егора Рыбакова еще более возрос, когда речь зашла о новых крупных контрактах. В августе 2001 года НГТРК был заключен договор №0134 с английской компанией Continental Mikrowave на поставку спутниковой передвижной телевизионной станции стоимостью 481952 доллара. Интересы английской компании в Беларуси лоббировала та же "Валидиа" в лице Гончарова, с которого Рыбаков потребовал 12 тыс. долларов. Директор ЧП передал "просьбу" англичанам, но те категорически отказались давать взятки. Иностранцы, что с них взять! Нежелание зарубежных партнеров "делиться" только разозлило Рыбакова. Он нажал на Гончарова и вынудил его выложить 5 тыс. долларов. Это около 1% суммы сделки. К моменту получения этих денег Рыбаков был уже полноправным председателем НГТРК, избавившись от приставки "и.о.". Удовлетвориться только одним процентом вместо бывших десяти как-то несолидно, и бывший и.о. потребовал от Гончарова ежемесячных выплат по 2,5 тыс. долларов. Так, в течение января-июля 2002 года председатель НГТРК получил наличными еще 17 500 долларов.

Когда деньги стали течь постоянно и большими суммами, Рыбаков озадачился их учетом, хранением и распределением. Он требует от Гончарова приобретения системы "Банк-клиент" и открытия счета на подставную компанию в одном из зарубежных банков. Выполняя задание, руководитель предприятия "Валидиа" отправляется в Москву, покупает документы об учреждении компании Sable Corporation с юридическим адресом в USA и банковским счетом 1-469-0023303-0201, открытым в АО Aizkraukles banka. Гончаров приобретает Рыбакову за 1200 долларов систему "Банк-клиент" и ноутбук "Сименс" для управления системой.

Когда все это добро поступило в распоряжение Рыбакова, у него разгорелся прямо-таки зверский аппетит к финансовой деятельности. Он уже не удовлетворяется "откатами" и занимается откровенным вымогательством. Искусственно создает ситуацию с задержкой оплаты по контрактам с фирмами, которые представлял Гончаров, и требует за разрешение вопросов с неплатежами огромных денег.

Как было установлено следствием, НГТРК не испытывала недостатка в средствах, а вот сумма задолженности компаниям Гончарова составляла несколько миллионов долларов. Это вынуждает Гончарова опять платить. По подсчетам следователей, с августа 2002 года по октябрь 2003-го на счет Рыбакова в Aizkraukles banka поступило 119 446 долларов. Кроме того, Гончаров за указанный период передал наличными еще 10 тысяч. Но Рыбакову этого было мало. Угрожая не производить оплату по ранее заключенным и выполненным договорам с гончаровскими предприятиями, он требует довести означенные выше суммы до 500 тыс. долларов и перечислить их на его счет.

Домик в деревне

Такие деньги председателю НГТРК были необходимы на благие цели: присмотрел для семьи домик в Цнянке, что под Минском, стоимостью 500 тыс. долларов.

В ноябре 2003 года Рыбаков переводит на счет владельца "золотого" терема 280 тыс. долларов, полученные им в качестве взятки от Гончарова. В декабре госпожа Рыбакова передает хозяину дома еще 70 тыс. наличными. Оставшиеся 150 тыс. Рыбаковы обязуются выплатить в течение трех месяцев. Их поступление планировалось от "сердобольного" Гончарова.

Цнянский домик был оформлен на некую гражданку Каршакевич Н.И., которая в нотариальной конторе поставила свою подпись "там, где сказали". Семья Рыбаковых прожила в деревне около трех месяцев и вернулась в городскую квартиру. Загородную тишину на городской шум помог сменить Гончаров, у которого непомерный аппетит главного телевизионщика вызвал возмущение. Вместо перечисления оставшихся 150 тыс. долларов он обращается в правоохранительные органы с заявлением, которое оказалось как нельзя кстати. Терпение лопнуло не только у Гончарова.

На широкую ногу

Дом в полмиллиона долларов был последней покупкой Рыбакова, правда, так до конца и не доведенной. Арест председателя НГТРК и невозможность получения оставшихся 150 тыс. долларов заставили цнянского продавца расторгнуть сделку. Владельцу дома пришлось вернуть полученные им деньги, но уже не Рыбаковым, а в прокуратуру.

Вот еще несколько фактов, характеризующих финансовый образ жизни нашего героя. Джип "Судзуки Гранд Витара ХЛ 7" обошелся в 20 тыс. долларов. При обыске в квартире Рыбакова обнаружено ювелирных изделий на 13 тыс. долларов и почти 40 тыс. долларов и 11 тыс. евро наличными. За ремонт своей квартиры председатель НГТРК выложил, как подсчитали следователи, 13 тыс. долларов. Летний отдых в Турции обошелся ему в сумму, превышающую 6 тыс. долларов. Были установлены два факта, когда Рыбаков давал взаймы по 60 тыс. и 70 тыс. долларов.

Прикрытие

Поскольку слушания уголовного дела Рыбакова проходили при закрытых дверях, наблюдатели так и не поняли, какие государственные секреты там прятались и почему Рыбакову был вынесен такой суровый приговор. Ответы на эти вопросы находятся в обстоятельствах предварительного расследования уголовного дела и его рассмотрения в суде.

Рыбаков выбрал глупую, если не сказать, самоубийственную тактику защиты: желая прикрыть свой срам, он выставил напоказ срам белорусских властей, рассказав, как готовились и финансировались на БТ известные всем спецпроекты. Согласно утверждению Рыбакова, он ежемесячно получал на спецпроекты 6,5 тыс. долларов и по их использованию отчитывался лично перед президентом. Председатель НГТРК открыто заявил следователям, что присваивал выделенные на спецпроекты деньги. Сначала он называл сумму 140-150 тыс. долларов, потом увеличил ее до 160-180 тысяч.

Отбиваясь от обвинения в получении крупных взяток (ч.3 ст.430 УК РБ), Рыбаков фактически признался в хищении путем злоупотребления служебными полномочиями (ч.4 ст.210 УК РБ). Как говорится, хрен редьки не слаще. По этим статьям предусмотрены аналогичные наказания - до 15 лет лишения свободы. Так неумело оправдываясь, подсудимый реально рисковал схлопотать обвинение одновременно по обоим статьям, и тогда наказание было бы еще более жестким. На что же он рассчитывал?

Все просто. Ему не могли предъявить обвинение в хищении средств, которых официально не существует. Обстоятельства дела Рыбакова однозначно свидетельствуют, что финансирование спецпроектов осуществлялось не из госбюджета, а из источников, подотчетных только одному человеку.

Закон не писан

В деле были "засвечены" и другие доказательства "левого" валютного финансирования спецпроектов. Например, докладная записка Рыбакова на имя президента №36/1147 от 28 ноября 2003 года, где давался отчет об использовании полученных долларов. Нет необходимости доказывать, что президент страны не является сотрудником бухгалтерии НГТРК. Возникает вопрос: почему за расходование этих средств Рыбаков отчитывался не перед бухгалтерией, как это должно быть, а перед главой государства? И зачем президенту отчет по деньгам, которых он не выдавал?

Факт, что в НГТРК имели место "левые" поступления валюты, которые не проходили через обычную финансовую отчетность, подтвердил и заместитель председателя НГТРК Александр Мартыненко. Согласно его показаниям в суде, по так называемому спецпроекту он выдавал журналистам АТН около 3 тыс. долларов в месяц. Можно допустить, что Мартыненко подрабатывал кассиром в НГТРК, но даже в этом случае он не мог выдавать журналистам деньги в валюте. Это запрещено законом.

Небезызвестный Георгий Кисель, давая показания в суде, рассказал, что расходование средств по спецпроекту контролировалось и велось только по целевому назначению - исключительно для журналистов АТН. Впрочем, до журналистов доходила лишь часть суммы: Рыбаков, по его словам, на спецпроекты получал ежемесячно 6,5 тыс., а Мартыненко выдавал "чэсным" лишь 3 тысячи. Где же остальное?

Особый подход

Ведись разбирательство так, как того требует закон, следователи и суд обязаны были бы выяснить, кто выдавал Рыбакову и журналистам АТН валюту, из каких источников велось финансирование спецпроекта, почему оно не проходило через бухгалтерию НГТРК, а если проходило (не исключена и такая возможность), то каким образом. Поскольку отчеты по использованию валюты Рыбаков направлял в Администрацию президента на имя главы государства, то можно было хотя бы выяснить суммы всех выплат. Но и этого сделано не было.

Дошло вообще до маразма. Как констатировал суд, приведенные обвиняемым источники благосостояния, которые он хотел израсходовать для покупки дома в деревне, не подтверждаются доказательствами, т.к. с октября 2003 года так называемый спецпроект уже не существовал и Рыбаков не мог рассчитывать на поступление средств из него. Иными словами, судья лишь обозначил временные рамки поступления незаконной валюты, не дав этому никакой юридической оценки. С таким же успехом можно было не обращать внимания и на признания убийцы, делая акцент на то, что он избавился от орудия преступления и не мог больше им воспользоваться.

Хорошая шутка

По приговору с Егора Рыбакова был взыскан принесенный государству ущерб в размере 212,933 млн рублей, что составляет около 100 тыс. долларов. Как неудачную шутку можно принимать и решение суда в той части, где осужденному дан срок добровольного погашения ущерба в части гражданского иска - до 1 апреля 2005 года. Шутка заключается не в дате, а в том, что в случае отказа от добровольного погашения ущерба суд постановил обратить взыскание на денежные средства Рыбакова, подвергнутые аресту и сданные на хранение в бухгалтерию Прокуратуры республики. Речь идет о деньгах, изъятых у обвиняемого при обыске, а также возвращенных продавцом дома. Это - около 360 тыс. долларов и 11 тыс. евро, которые после вынесения приговора должны были быть конфискованы в доход государства. Теперь же получается, что Рыбаков возместит ими нанесенный Белтелерадиокомпании ущерб. Но если деньги не были конфискованы в доход государства, а из них только 100 тыс. взысканы в возмещение ущерба НГТРК, то кому отошли оставшиеся 260 тыс. долларов и 11 тыс. евро?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Отсидевший глава Белтелерадиокомпании возглавит “Альфа Радио“