Капитан милиции в бегах: Не хочу снова участвовать в гнусных делах

Любовь Лунева, "Народная Воля"
17 июля 2012, 14:26
Сотрудник милиции Октябрьского района Гродно Сергей Макар вынужден искать убежище за пределами страны. Его начальство, возможно, еще не знает, что подчиненный больше не вернется на службу. Последний раз он был в своем служебном кабинете в четверг 12 июля.

Что заставило офицера, представителя власти, который верой и правдой прослужил сначала в ОМОНе, а потом в отделе милиции 15 лет, все бросить и ехать за кордон?

После разговора с милиционером стало ясно, что президентские выборы в нашей стране сказываются на судьбах не только оппозиционеров, но и на тех, на кого бы мы подумали в последнюю очередь. Сергей Макар ощутил на себе давление со стороны спецслужб осенью 2006 года. Тогда к нему пришли двое. Один представился сотрудником КГБ, второй – молча слушал, наблюдал и не сказал ни слова. Сергей Макар вспоминает:

– Мой брат Игорь служил в "Алмазе". Он сразу после выборов был вынужден прятаться, чтобы спасти свою жизнь. Дело в том, что он не выполнил приказы министра Наумова по компрометации Александра Козулина как кандидата на пост президента. После этого Игорь узнал, что группа, командиром которой он являлся, получила приказ насчет него самого. Не исключаю, что это могло означать даже банальное убийство. По крайней мере, бывшим подчиненным Игоря сказали, что выполнение приказа станет для них настоящей проверкой. И так обработали, что только один из всех за несколько минут позвонил Игорю и крикнул: "Не иди туда, где тебя ждут!" Возможно, благодаря этому Игорь сегодня жив. Мне сотрудник КГБ предложил вызвать в страну брата по любому поводу. Они рассчитывали с моей помощью заманить его в ловушку. Естественно, я категорически отказался, и тогда мне были обещаны проблемы по службе. Они не заставили себя ждать. Кагэбэшники меня в покое не оставили, встречались еще несколько раз... Потом взялись за сестру. Как-то Ольгу привезли в отдел милиции, оскорбляли, издевались над ней, угрожали, что с ее ребенком что-то случится. Длилось это несколько часов.

– А вы не могли вмешаться? Вы же работали в том отделе?

– Меня тогда не было в отделе, и я ничего не знал. Но вы думаете, что вмешаться вообще во что-то возможно? Вы не знаете, до какой степени все деградировало. Я пытался вмешаться в одну подобную ситуацию. Недавно было. Пришел в отдел, смотрю – за стеклянными дверями в дежурной части плачет голая женщина. Вся свернулась, чтобы прикрыться... Выяснилось, что она шла с работы и увидела на земле мужчину. Тот просил помочь ему подняться. Она только подошла к нему, как рядом остановилась машина с ППСниками. А у них план по пьяницам. Они схватили и мужчину, и эту молодую женщину. Мужчину отправили в вытрезвитель, но и на нее составили протокол, что была пьяная и ругалась матом. Она подписывать бумаги отказалась. Вот тогда ее раздели, избили и посадили в комнату с прозрачными дверями. Я снял это на видео, подошел к дежурному: "Ты не видишь, что у тебя женщина голая? Что здесь происходит?". А он: "А что я могу сделать? Есть старший офицер, и он этим занимается". Вокруг были одни мужчины, и никто даже не попытался вмешаться. Потом эту женщину доставили в суд. А суд ее, как ни странно, оправдал.

– Это единичный случай или такие вещи часто происходят?

– Эта картина отражает ситуацию во всей системе. Ложные протоколы, лжесвидетельства в судах... Все стало возможным после того, как милиция постепенно перестала выполнять свою основную функцию и занялась политическим сыском, чтобы обслуживать режим. А для этого все средства оправданы. Фальсификации, которые происходят на выборах, дали почву для лжи во всех сферах.

– Вы были свидетелем таких фактов во время выборов?

– Меня задействовали на выборах и в 2006, и в 2010 годах. В 2006 я был на закрытом участке в воинской части. В первый день досрочного голосования солдаты шли колонной по одному с уже заполненными бюллетенями. Бросали их в урну, а потом расписывались в журнале. В 2010 я работал на участке в торговом колледже. Там студентов администрация по расписанию приводила голосовать досрочно, чтобы потом отпустить на выходные. Ящик с бюллетенями на ночь забирали куда-то в отдельную комнату. Но была еще маленькая урна, ее вывозили к инвалидам. Никто из тех, к кому мы приходили, не хотел голосовать за Лукашенко. Люди говорили: "Нет, уже хватит!" И вообще, возмущались, говорили, что жить стало гораздо хуже. Но так случилось, что на этом участке живет много инвалидов по зрению. Члены комиссии за их заполняли бюллетени и, несмотря на то, за кого человек просил проголосовать, ставили "галочку" Александру Лукашенко.

– А сами сотрудники милиции доверяют властям?

– Сотрудники правоохранительных органов лучше, чем кто-либо, знают реальную цену заявлениям. И о той или иной элегантной победе на выборах, и по громким делам. После взрыва в минском метро, понятно, что все обсуждали эту тему. И я лично не знаю ни одного сотрудника, который бы поверил в виновность расстрелянных Ковалева и Коновалова.

– Тем не менее, вы служите в правоохранительных органах и имеете награды.

– Я служил 15 лет. Сначала в ОМОНе, потом в отделе милиции Октябрьского района Гродно. Я всегда старался быть примером для своих сослуживцев, всегда был впереди. Но за последние годы так упал авторитет силовых структур, что некоторым стыдно признаваться, где они работают. Самое неприятное, что милицию вынудили заниматься несвойственной ей функцией – политическим сыском. В моем Октябрьском районе создана база, в которой сведения о 79 лицах, нелояльно относящихся к власти. Их возраст от 14 до 45 лет. Это люди, которых заметили когда-то на оппозиционных акциях. Перед акциями их нужно посетить, взять расписки, что они предупреждены и не будут ходить на то или иное уличное мероприятие. Естественно, что не сама милиция является инициатором всего этого. Противно это. Именно последнее время я стал задумываться о своей роли в этой системе. Конечно, можно было бы тихо дослужиться до пенсии и уволиться. Но это означает снова участвовать в фальсификациях, в разных гнусных делах. Не хочу.

...Капитан милиции Сергей Макар уже двое суток находится за границей. Он объяснил, что вынужден был уехать из соображений личной безопасности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Капитан милиции в бегах: Не хочу снова участвовать в гнусных делах