Правительство Мясниковича “накроет медным тазом“

Алексей Золотницкий, "Белорусские новости"
22 ноября 2012, 10:12
Многие ключевые прогнозные показатели белорусской экономики, установленные на 2012 год, выполнены не будут. Это очевидно не только для независимых экспертов, но и даже для демонстрирующих оптимизм на краю пропасти правительственных чиновников.

Понимает это и глава государства. Но делить ответственность — не в его правилах. Вся вина — целиком и полностью — ляжет на плечи правительства, хотя неподъемные экономические задачи оно было вынуждено взять отнюдь не по своей инициативе.

Горит синим пламенем прогноз по росту валового внутреннего продукта — основного показателя, которым власти бравируют перед критиками белорусской экономической модели. При прогнозе в 5-5,5% итоговый показатель роста ВВП будет неимоверно далек даже от нижней планки. За январь-октябрь ВВП вырос всего на 2,2%, и ресурсов интенсивного роста в оставшееся до конца года время просто нет. Кроме, естественно, административного.

В прошлые годы высокие темпы роста ВВП достигались во многом за счет искусственного стимулирования промышленного производства и внутреннего спроса путем эмиссионного финансирования экономики. Но такой метод имел плачевные последствия, и в конце прошлого года правительство и Нацбанк настояли на необходимости резко сократить эмиссию.

По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой, новой эмиссии для наращивания темпов ВВП до запланированных показателей не будет. "Мы не имеем права делать эмиссию, и не будем ее делать", — заявила Ермакова, отвечая 21 ноября на вопросы журналистов.

А вот глава государства, похоже, готов положить на алтарь ВВП даже священную корову антикризисной экономической модели — положительное сальдо внешней торговли.

Наращивание темпов экспорта и их превалирование над темпами импорта было одной из основных задач на 2012 год. И не случайно: стране нужны средства, чтобы нарастить ЗВР и спокойно подойти к пику выплат по внешнему долгу, который приходится на 2013-2014 годы.

Но с политической точки зрения рост ВВП, судя по всему, важнее, так как это позитивный показатель, тогда как необходимостью возвращать долги обычно не хвастаются.

"Говорят, что главное это экспорт, а ВВП — это не важно. Я понимаю, что экспорт для нас — это жизненно важный показатель. Но без ВВП не будет и большого объема экспорта. Понятно, что наша экономика такова, что если экспорт побольше и ВВП побольше, то и импорт вырастает. Так у нас есть добавленная стоимость. Давайте товары с большей добавленной стоимостью производить. Не страшно, что импорт вырастет. Но и экспорт вырастет. Чтобы мы не только компенсировали затраты по импорту, но и получили хорошую добавленную стоимость", — учил правительство основам экономики по-белорусски Александр Лукашенко во время рабочей встречи 20 ноября.

Тогда же Лукашенко в своем излюбленном стиле — жестко — потребовал выполнить все прогнозные показатели 2012 года, особенно — по ВВП.

Требования главы государства объяснимы. Если в 2011-м можно было сослаться на кризис, то в этом году свалить все беды на алчное население, скупившее валюту, сахар и автомобили, не получится. Таким образом, прогнозные показатели не выполняются уже второй год подряд. Из чего можно сделать простой вывод — нынешняя модель белорусской экономики не способна решать серьезные задачи. Однако признание этого факта будет означать и неспособность нынешней политической системы к эффективному управлению государством.

"ВВП для Лукашенко сродни священной корове для индуса. Вроде бы все понимает — и недостаток инвестиций, и необходимость жесткой монетарной политики, и сокращение вкладов населения, а все равно — подавай ему рост ВВП", — отметил в комментарии сайту ucpb.org экономист Лев Марголин.

Понятно, что власть не будет пилить сук, на котором устроилась, потому в свете наступающего конца года актуальным становится поиск и определение виновных. Не будет ничего удивительного, если крайними назначат правительство. Оно, в принципе, и должно отвечать за проблемы в экономике. Но в нашем случае ответственно должно быть, как минимум, и еще одно лицо.

"Опять нас критикуют, что мы не выполняем собственные обязательства, мы не выполняем решения президента, которые утверждены с вашей подачи", — заявил Лукашенко главе правительства Михаилу Мясниковичу во время рабочей встречи 20 ноября.

Официальный лидер не просто так подчеркнул, что решения президента (в данном случае, прогноз социально-экономического развития на 2012 год) приняты по предложению правительства. Раз правительство представило эти цифры, то оно же и виновато в их ошибочности. А президент, получается, чист, как лист бумаги.

Хотя это, конечно же, совсем не так. Лукашенко должен, как минимум, разделить с правительством ответственность, а если уж быть честными до конца, то и взять всю вину на себя. Ведь именно по его требованию правительство в конце прошлого года вынуждено было пересмотреть осторожный посткризисный прогноз на очевидно популистский.

В начале ноября прошлого года правительство отстаивало перед Администрацией президента (которая в вопросах экономической политики имеет больший, чем у правительства вес) необходимость осторожного пути развития — с существенным ограничением эмиссионного финансирования госпрограмм и без конкретных обязательств по ключевым показателям. В таком сценарии рост ВВП в 2012 году прогнозировался на уровне 1,5%.

Однако попытка команды Мясниковича перевести экономику с количественных показателей на качественные, отказаться от безусловного достижения целевых прогнозов, которые пудовыми гирями висели на реальном секторе, была пресечена на корню. Лукашенко потребовал от правительства "строить планы не на песке, а на реальной почве" и проводить прежнюю экономическую политику, которая "служила и будет служить людям".

Ровно год назад, 22 ноября 2011 года, на совещании у президента Александр Лукашенко поставил жирный крест на не очень смелых попытках правительства перевести плановую модель белорусской экономики на некое подобие рыночных рельсов. Именно тогда были окончательно названы цифры прогнозных показателей, под которыми в последствии и подписался глава государства.

"5-5,5% — из этого исходите. Премьер знает мои требования — считайте. Кто не согласен и не может — пожалуйста, мы найдем другую работу", — заявил тогда Лукашенко.

Несогласных с позицией президента, тех, кто на более низких этажах власти не боялся отстаивать свою точку зрения, в правительстве хватало, но желающих пойти на принцип или просто умыть руки не нашлось. И возможностей без фатальных потрясений для экономики выполнить указание президента уже тоже не осталось. Следовательно, прогноз по росту ВВП накрывается медным тазом.

Этим же тазом, не исключено, накроет и правительство, если глава государства посчитает, что древо белорусской экономики надо полить кровью нерадивых чиновников. Таким образом, отставка правительства по итогам работы экономики в 2012 году вполне возможна. Но если она случится, это будет абсолютно бессмысленное кадровое решение.

Учитывая, что последнее слово все равно остается за президентом, персональный состав правительства и фамилия премьер-министра существенного значения не имеют. Однако нынешняя правительственная команда, в отличие от тех, кто может прийти им на смену, имеет одно важное преимущество — опыт. И не просто опыт, а боевой опыт выживания в кризисной ситуации с учетом такого непредсказуемого фактора как наш глава государства. Это, как любит повторять все тот же Лукашенко, дорогого стоит!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Правительство Мясниковича “накроет медным тазом“