Владимир Мацкевич: Кремлевский проект подчинения Беларуси близок к завершению

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
20 декабря 2012, 16:19
19 декабря в Москве прошли переговоры Владимира Путина с Александром Лукашенко. Об их итогах практически ничего не известно.

Пресс-служба белорусского президента ограничилась скупым пресс-релизом, а кремлевская – и вовсе указала лишь, что такая встреча состоялась…

Прокомментировать эту таинственные переговоры UDF.BY попросил философа Владимира Мацкевича.

- Близится к завершению давний проект Кремля – взять Беларусь под полный контроль. Все эти годы во взаимоотношениях с Россией Лукашенко строил свой расчет на незыблемость геополитического, экономического положения Беларуси. Но Россия подстраховалась, и много лет назад предприняла ходы, защищающие себя от непредсказуемости режима Лукашенко.

Сейчас эти обходные пути запущены. Россия, уже менее зависимая от непредсказуемости белорусского режима, может более жестко диктовать Лукашенко свои условия.

Но более сложная для Лукашенко ситуация не поменяла характера отношений. Кремль стал более жестким, но Лукашенко не стал более сговорчивым, поэтому ситуация сильно усложнилась. Поэтому быстрых и желательных результатов от переговоров по нефти ждать не приходится.

Москва расширила арсенал своего давления на Минск, а Лукашенко ограничен в способах давления на Кремль. Поэтому Лукашенко вынужден считаться с требованиями Москвы.

Вместе с тем, Москва готова поддерживать режим Лукашенко и дальше. Другой вопрос – какой ценой? Цена этой поддержки – главная проблема во взаимоотношениях.

- Лукашенко большой любитель оседлать геополитические качели. Не получится и в этот раз, что в ответ на жесткие требования Москвы Лукашенко хотя бы в пол-оборота развернется в сторону Европы? Или Евросоюз для Лукашенко – уже отрезанный ломоть?

- Европа не отрезанный ломоть. Европа с удовольствием восприняла бы разворот Лукашенко. Но это весьма затруднительно.

Москва сейчас не столько зависима от белорусского транзита, но заинтересована в стратегическом сотрудничестве, заинтересована в белорусской собственности. Лукашенко не готов отдавать собственность российским олигархам, и это его принципиальная позиция. Но Лукашенко готов к стратегическому сотрудничеству, к политическому, военному сотрудничеству.

Политические требования Европы еще больше не приемлемы для Лукашенко, чем требования Кремля о приватизации. Ведь Европа ставит вопрос о политических уступках, что представляется Лукашенко слишком высокой ценой. А весь вопрос – в цене.

- Получается, в ближайшем будущем для Беларуси открыт только восточный вектор?

- Однозначности здесь нет. Российский капитал также не заинтересован в простой скупке белорусских предприятий. Российский капитал, как и любой другой, готов вкладывать деньги туда, что принесет прибыль. Поэтому приход российского капитала в Беларусь автоматически откроет дорогу европейскому капиталу, без которого ни Россия, ни белорусский режим не способны провести модернизацию промышленности.

И российское требование о приватизации предприятий открывает дорогу европейскому капиталу в Беларусь. Но европейский капитал, серьезный капитал, придет в Беларусь только тогда, когда будут выполнены политические требования Европы. Палка о двух концах. Поэтому Лукашенко пребывает в задумчивости и нерешительности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Владимир Мацкевич: Кремлевский проект подчинения Беларуси близок к завершению