Освятить машину и отпеть котика. Что сегодня значит для людей религия?

Марина Воробей, TUT.BY
6 мая 2013, 11:24
Православные верующие празднуют главный праздник богослужебного года – Пасху. День воскресения Иисуса Христа верующие отмечают непременно.

Но сегодня часто случается, что о религии люди вспоминают только на Пасху, чтобы освятить кулич, покрасить яйца. Что сегодня для общества значат понятия Бог и церковь? На что просят благословения, когда приходят в храм? Мы пообщались со священниками о современном отношении к Богу, религии.

Настоятели храмов отмечают две, казалось бы, противоречивые тенденции. С одной стороны - крайнее упрощение христианства. С другой - повышение интереса и более осознанного отношения к вере, особенно у молодежи.

Священник Николай (Свято-Андреевский храм) отмечает, что часто люди как будто выполняют повинность. "Я, мол, схожу, покрещусь, повенчаюсь, исповедуюсь, причащусь... А дальше снова живу без всяких обязательств. Человек в который раз заявляет Богу: "Уйди, Ты нам мешаешь!" Мешаешь тем, что совесть и стыд начинают мучить - теряется внутреннее спокойствие".

Упрощение веры - в машинальном соблюдении обрядов. Например, когда вера "через край" или люди ведут себя фанатично. "Слишком часто, к сожалению, бывает, что на первый план выдвигается механическое выполнение правил и так называемая христианизация быта в ее самом примитивном виде, - говорит священник, преподаватель Минских духовных академии и семинарии Сергий Тимошенков. - Причина этого, на мой взгляд, в элементарном незнании (как сказал кто-то из мудрых: "Невежественность порождает догматизм"), то есть возведение в ранг истины всякой истины. Вера должна преобразовывать жизнь человека, наполняя ее глубиной и светлой радостью. Я, конечно, встречал много случаев, когда именно с такой ступеньки начиналась настоящая вера. Но эта ступенька должна быть первой, а не вечной. Гусеница, для которой вся жизнь – это земля и то, что на ней растет, должна стать бабочкой, познавшей восторг полета. Первоклассник должен стать учеником старшей школы. Человек, поверивший в Бога, не должен довольствоваться капелькой знаний, схваченной из брошюры для новоначальных".

Освятить машину и отпеть котика. Что сегодня значит для людей религия?

Отец Сергий Тимошенков. Фото с сайта sobor.by

Отец Сергий рассказал, что даже его, когда он заходит в незнакомый храм в светской одежде, иногда случается одергивают и поучают. Свечи, поклоны и количество раз, сколько перекрестился, уверен отец Сергий, важны не Богу, а человеку, как внешнее выражение его внутренней веры. В то же время бабушки, которые придираются, служат своеобразным индикатором веры: тот, кто начинает грубо с ними пререкаться, сам недалеко ушел от них в познании христианства. И ни в коем случае нельзя придирки прихожан ассоциировать с учением церкви."С таким же успехом можно о художественной ценности спектакля или симфонического концерта судить, основываясь лишь на комментарии театрального сторожа".

Упрощение веры и в отношении к посту как к диете. "В переводе с греческого, "диета" - это образ жизни или правила питания. В этом первоначальном значении это вполне подходит для обозначения поста, - говорит Сергий Тимошенков, - но если говорить о современных реалиях, то, конечно же, диета и пост – это совсем разные вещи". Пост, говорит священник, - это упражнение моей воли, когда человек отказывается от того, что очень любит и регулярно употребляет. "Если я вегетарианец, то не факт, что я уже пощусь. И уж точно нельзя назвать постящимся того, кто ест один лишь хлеб и пьет только воду, но все свободное время отдает компьютерным играм". Пост, это когда человек может "сэкономить деньги для нуждающихся и купить им продуктов. С этой точки зрения, колбаса намного "постнее", чем красная рыба".

"Важно сказать и еще про одну ошибку, касающуюся поста, - говорит Сергий Тимошенков. - Ее допускают супруги, когда воздерживаются от интимных отношений, но по единоличной инициативе, не достигнув согласия со своей второй половинкой. Пост в супружеских отношениях, по слову святого Иоанна Златоуста, должен быть исключительно по взаимному согласию, в противном случае такое воздержание будет "во вред и осуждение".

Некоторые упрощают и значение церковных действий. "Недопустимо отношение к благословению как к заклинанию или магическому обряду, - говорит священник. - Благословение чаще всего просят на операцию или поездку куда-либо далеко, перед экзаменами или принятием сложного решения. Конечно, странно выглядит человек, пришедший в храм только за благословением на что-либо. Но, с другой стороны, просьба к Богу есть просьба к Богу. Суть благословения – это обращение к личности, к живому разумному существу, т.е. – Богу".

Чистой воды магизм – придание материальным или внешним вещам абсолютного значения, говорит отец Сергий Тимошенков. Прагматизм приводит иногда к тому, что просят отпеть домашнего питомца, например котенка.

Негативно относится священник и к ситуации, когда за просьбой что-то освятить не стоит ничего, кроме желания получить какой-то магический оберег (некоторые просят освятить машину, посуду): "Священник – не шаман, а сама по себе никакая обыденная вещь, сколько ее не освящай, святыней не станет. В основе освящения находятся два момента – просьба к Богу о том, чтобы какой-либо предмет не был использован вольно или невольно во зло, и обещание самого владельца содействовать с помощью освящаемого предмета добру. Если освящаются плоды или продукты, то ими надо поделиться и с нуждающимися. Если освящается автомобиль, то его водитель должен не только аккуратно им пользоваться, но и с его помощью делать какие-то добрые дела. Само собой разумеется, что и человек, просящий освятить тот или иной предмет, должен быть христианином или по крайней мере хотеть им стать". Про разные случаи, с которыми приходится сталкиваться, священник не хотел бы рассказывать: "Над ними можно было бы смеяться, но больше все-таки хочется плакать".

Однако отец Сергий Тимошенков периодически встречает примеры повышения интереса и более осознанного отношения к вере в студенческой среде, в среде педагогов и людей творческих профессий.

Священник Николай (Свято-Андреевский храм) считает, что об отношении людей к Богу и церкви можно судить по тому, как приходят люди на крещение своих детей.

"Подготовка, к сожалению, очень плохая. Около 90% не знают, для чего они решили окрестить своих детей. И это в наше время, когда доступна любая информация! Только в интернете сколько угодно. Представьте себе, насколько это возможно, такую ситуацию. Молодая мама готовится родить ребенка-первенца и все, что она умеет, - так это только дать ребенку пустышку в рот. "Невероятно, такого не может быть!" - скажете вы и будете правы. Любая мама готовится к родам, расспрашивает что и как, подготавливает комнату и т.д. Иначе обстоит дело с крестными родителями. Они заранее извещены о том, что будут крестить. Тем не менее приходят в храм, как будто их застали врасплох - ничего не знаю и знать не хочу. Сколько хлопот с крестинами для родителей! В первую очередь материальные расходы: стол накрыть, кумовьям подарок сделать... А крестные и в ус не дуют, думают, что их задача - простоять (даже не помолиться) в храме, подержать ребенка и все. Быть крестными для кого-то - это тоже самоотдача, самопожертвование. Об этом многие крестные не хотят задумываться".


А вот протоиерей Владимир Левицкий, священник храма Преображения Господня в Минске, наоборот, считает, что готовиться к походу в храм не нужно: "Проблема в том, что перед тем, как делать то, чего он не знает (например, исповедоваться), человек пытается подготовиться. И эта подготовка забирает много сил, и до похода в церковь дело, бывает, не доходит. А нужно сразу, как сказано в писании: "Встань и иди". Не лежать на диване и думать, что завтра сделаешь что-то, а сразу идти".

И к освящению, благословению на покупку машин настоятель храма Преображения Господня относится нормально: "21 век. И машина тоже нужна". И даже если человек приходит в церковь с корыстной целью – он, священник, рад видеть всех. "Если человек пришел в храм – это поступок. Есть замечательное высказывание святого Григория Богослова (жил в IV веке). Он сказал, что есть три степени служения, как и отношений в семье, на работе. Если ты раб, то бойся побоев, если ты наемник, то зарабатывай, а если любишь - просто люби. И через каждую ступень необходимо пройти. Сразу мастерами спорта не становятся. Поэтому, когда человек дает кусок хлеба, не важно, что движет: гордыня или сострадание – главное, чтобы дал. Что-то сделал - это тоже Господь принимает".

Он отмечает, что в 1939 году в Беларуси не было ни одного православного храма (последний храм Марии Магдалины был закрыт в Минске – священника расстреляли). "И вы знаете, что если человек с детства не приучен складывать свои вещи, научить его этому очень сложно. И теперь, когда люди приходят в храм, они начинают заново всему учиться – восстанавливать традиции".

Протоиерей Владимир Левицкий считает, что сегодня больше людей приходят в церковь, исповедуются, меняются: "Мы сейчас крестим очень много. Конечно, для того чтобы повернуться к вере, нужен какой-то толчок. Большинство тех, кто постоянно приходит в церковь, - люди, которые что-то пережили: предательство, измену, смерть. Когда все хорошо, человек не умеет радоваться, благодарить Бога и отдавать свою радость. Активная часть населения - это 3-5%. В Советском Союзе до перестройки активно заявляли себя верующими людьми, которые посещают храм, - 9%". Поэтому потенциал роста числа верующих большой.

Ксендз Петр Белевич также считает, что люди в последнее время стали интересоваться духовным намного больше. В Беларуси он работает уже 10 лет, из них 6 лет - в Минске, какое-то время - в Шумилино Витебской области и пару месяцев - в Малорите Брестской области. За время работы в нашей стране духовного общения с людьми у него, говорит ксендз Белевич, было очень много, и не только в костеле. В Минске он заходил в офис по бумажным делам, и всегда к нему обращались люди со своими духовными вопросами. "Когда люди узнают, что я священник, хотят общения со мной, хотят услышать что-то важное, глубокое. Поэтому думаю, священник никогда не останется без работы".

Качество нашей веры повышается, считает ксендз Петр Белевич: "Люди ходят понять больше, глубже и требуют от священника не простого цитирования писания, а глубины". Хотя, возможно, количество верующих и не становится больше, хотя 6 лет почти каждую пятницу в течение часа он читал Библию в Минске, и "никогда на эти чтения не приходило меньше 50 человек - в основном 70-100".

Особенный интерес к духовным темам у молодежи: "Вот только венчал молодую пару. Приглашенные не верующие, но в глазах – огромнейший интерес. Я часто бываю с лекциями в университетах и иногда просто шокирован количеством и глубиной вопросов. Молодые люди ищут непоколебимый, правильный источник".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиОбщество ❯ Освятить машину и отпеть котика. Что сегодня значит для людей религия?