Дмитрий Усс: Белорусов объединит чарка и шкварка

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
18 мая 2013, 11:47
Президентской кампании в 2015 году не будет – она состоится нее позже 2014 года, убежден бывший кандидат в президенты Дмитрий Усс. В конце 2013-начале 2014 года экономику ожидает крах, а без экономики Лукашенко – пустое место.

Дмитрий Усс рассказал о своем приходе в политику, как познакомился с Николаем Саткевичем. И какую страшную цену заплатил за участие в политике, хотя политиком себя и не считает.

Дмитрий Усс дал интервью приложению UDF.BY - "ПОЛИТИКА".

- "Никогда не сдаваться!" - это Ваше жизненное кредо. Похоже на то, что Вам с детства пришлось выживать. Во всяком случае, уже в 15 Вы пошли работать, чтобы помогать матери. Политик Усс родом из детства?

- Естественно, среда воспитывала меня. От матери зависело многое – и воспитание, и мировоззрение, и нормы поведения в обществе. Моя личность сформировалась благодаря близким людям. Я прошел свой жизненный путь от начала до конца самостоятельно, меня никто не толкал вперед, всего добивался без блата – своим трудом, головой, знаниями.

Отец, конечно же, тоже воспитывал, но больше я общался с матерью: отец все время находился на работе.

- Дмитрий Иванович, в свои 41 Вы – уже инвалид второй группы.

- Был – сейчас уже сняли группу.

-???

- В 2012 году комиссия сняла с меня группу, и я больше не инвалид.

- Политика уничтожила Вашу первую семью, разрушила бизнес, забрала здоровье. Почему не уходите из политики?

- Что значит – уходите, не уходите? Я не ухожу из политики, потому что не присутствую в ней – политики в Беларуси нет. Я публично высказываю свое мнение; люди здравомыслящие, думающие, анализирующие должны слышать не одно мнение, мнение руководителя, а слышать, видеть, читать альтернативное мнение, чтобы иметь возможность выбирать. А сейчас в нашей стране звучит только одно мнение.


"Белорусскую экономику ждет полный крах"


- Если Вы не политик, то кто Вы? Каково Ваше кредо?

- Я занимаюсь анализом ситуации, в которую попала Беларусь и белорусский народ. Опасности, которые я предсказывал год и два назад, сейчас уже замечают и власти, и бьют в колокола, например, по поводу вступления России в ВТО. Лукашенко делает все, чтобы не допустить либерализации экономики, приватизации, превращения плановой экономики в рыночную. Поэтому белорусскую экономику ждет полный крах.

- Вы предсказывали крах на 2013 год…

- В конце 2013 – начале 2014 года. Это неизбежно. Проблемы нарастают как снежный ком. Уже сейчас белорусские товары становятся неконкурентоспособными на российском рынке. Нет инвестиций, стимулирующих движение страны вперед. Национализация "Керамина", "Спартака", "Коммунарки" уничтожила имидж Беларуси в глазах инвестора. Надвигается крах. Промышленность станет полностью, за исключением монополистов ("Гродно Азот", "Беларуськалий"), которые работают на экспорт. Сейчас белорусы продают в Россию кур бройлеров ниже себестоимости – лишь бы сохранить российский рынок!

За 20 лет Лукашенко не удосужился провести модернизацию в энергетическом комплексе. Если в Европе 1 киловатт электроэнергии стоит 1-5 центов, в Беларуси – 17. Белорусская продукция не может быть конкурентоспособной из-за стоимости энергоносителей, налогообложения, инвестиционного климата, политической ситуации в Беларуси. Из-за вступления России в ВТО в следующем году мы потеряем российский рынок.

- Не поможет и Таможенный союз?

- У нас – плановая экономика, у них – рыночная экономика. Они произвели товар-продали-опять произвели, а мы работаем на склад. В Беларуси сохранилась советская система.


"Жена умерла у меня на руках"


- Вы не новичок в политике – избирались депутатом Мингорсовета 23 созыва. Почему пошли в депутаты? За каждым решением стоят конкретные мотивы.

- Я был помощником депутата Минского горсовета 21 созыва Георгия Станиславовича Таразевича по Заводскому району. С ним работал достаточно долго, поэтому и сам решил попробовать стать депутатом.

- И как он, депутатский хлеб?

- Депутаты в Минске работают бесплатно – это общественная нагрузка, так сказать. Имеют проездной на бесплатный проезд в городе и два помощника. Бесплатная общественная нагрузка.

Но я много сделал для жителей округа. Я надеялся пойти в Палату представителей. Получалось, что меня выбирают, а «назначают» совершенно неизвестного человека. Поэтому я решил дойти до логического конца, пошел в президенты, чтобы рассказать народу, что у нас происходит с избирательной системой. Я считаю своей заслугой, что БНФ, ОГП, "Европейская Беларусь" услышали меня и начали серьезную агитацию за изменение избирательного законодательства.

Не пойди кандидатом в президенты – ничего не было бы.

- Во время депутатства Вас отравили…

-В 2003 году заканчивались мои депутатские полномочия. В декабре 2003 года закончились депутатские полномочия, а в январе 2004 года я пошел на плановую операцию. Передозировка наркоза – в реанимации провалялся до апреля, во второй больнице.

- Вашу первую жену отравили в той же клинике?

- Фактически жена умерла у меня на руках в приемном покое 2-й клинической больницы. У нее изо рта пошла пена, вылезли глаза из орбит. Я разговаривал с судмедэкспертом – это было сильнейшее токсическое отравление. "Скорая помощь" привезла в приемный покой. Она сидела у входа, я подошел к ней. Она говорит: "Дима, Дима, мне плохо!" - и пена изо рта. И глаза из орбит просто вылезли! Когда я заходил в реанимацию, врачи закрывали глаза марлевыми тряпками, чтобы я не видел глаза – их просто уже не было.

Я думаю, когда приехала скорая на вызов, ей ввели четыре инъекции по 20 миллилитров, причем один шприц они потеряли у меня дома. Я отдавал шприц в прокуратуру для анализа – что за лекарства вводили жене? Сказали, что вводили действительно те лекарства, что и положено.

- Вы пытались докопаться до правды?

- Пока эта власть – до правды не докопаешься.

- Что помогло выжить? После такого не каждый здоровый сможет выкарабкаться…

- Выкарабкался…

Анализировал происходящее и делал, что мог реально делать. Без эмоций, без истерик, взял себя в руки. У меня остался 12-летний сын – сейчас уже 16 лет.


"Статкевич будет сидеть, пока Лукашенко у власти"


- Дмитрий Иванович, огромное влияние на Вас оказал Николай Статкевич. Как познакомились с ним?

-Мы знакомы с 94-го, если не раньше – нас познакомил Таразевич. Таразевич возглавлял счетную комиссию социал-демократической партии, а их офис находился в Заводском районе. Таразевич и познакомил меня со Статкевичем.

Николай – военный человек, и его мнение очень трудно изменить. Я сразу сказал Николаю, что на выборы иду с одной целью – подготовить общественное мнение к изменению избирательного законодательства. Николай придерживается несколько иной формы борьбы с режимом – радикальной. В этом плане мы очень серьезно отличались.

Но за пару месяцев избирательной кампании Николай начал прислушиваться ко мне, к моей программе. Можно сказать, здесь я склонил его на свою сторону.

- Идти на президентские выборы 2010 года дуэтом – почему именно такую форму участия в кампании Вы избрали?

- Меня выбрали депутатом Минского горсовета, но назначили депутатом никому не известную представительницу профсоюза с "Интеграла". Меня выдвинули кандидатом в депутаты около пяти тысяч избирателей – это фактически 50% избирателей округа, и пришли реально проголосовали за меня. Когда назначили представительницу "Интеграла", люди были в шоке: они пошли по домам и начали собирать подписи за пересчет бюллетеней. Написали Лукашенко письмо с требованием провести пересчет бюллетеней – он даже не ответил. После этого я решил ввязаться в президентскую кампанию с целью изменить избирательное законодательство.

Люди в нашей стране ничего не значат - я озвучил этот тезис. Но когда пытался провести учредительное собрание группы по сбору подписей за изменение избирательного законодательства, никто из оппозиции не пришел. Каждый занимался своим бизнесом. Оппозиционеры сами не заинтересованы менять ситуацию в стране.

Статкевич – заинтересован, поэтому и сидит в тюрьме. И будет сидеть, пока Лукашенко у власти.

- После регистрации Вашей инициативной группы многие не верили, что Дмитрий Усс 100 тысяч подписей для регистрации кандидатом в президенты. Зарегистрировали, как и большинство оппозиционных политиков, для массовки.

- Я отвечал за Минск, Статкевич – за все остальные регионы. В Минске мы собрали необходимое количество голосов: за Статкевича – около 40 тысяч, за себя – 44 тысячи. А за сбор подписей по регионам отвечал Статкевич.

- Президентская кампания-2010 года закончилась трагически: в тюрьмах оказались сотни участников Площади, десятки получили реальные сроки. Вас приговорили к пяти с половиной годам лишения свободы. Что стало спусковым крючком, приведшим к трагедии?

- Я говорил всем: собрать людей на Площадь – это хорошо. Но нужна идея. Я предложил идти к телевидению, чтобы донести до людей о том, что творится в стране: никто ничьи голоса не считает – результаты уже давным-давно известны, независимых представителей в комиссии не включают. Санников дистанцировался – он уже мнил себя президентом. Статкевич сказал: к телевидению не пойду – буду стоять на Площади.

Я ушел с Площади, потому что людей надо подогревать, чтобы им было интересно в 20-градусный мороз на Площади. Стоять и мерзнуть – смысла нет. Я считаю, что мой план был хорош, но к нему не прислушались.


"Лукашенко – прыщ, который перезрел"


- Площадь-2010 окончательно уничтожила оппозицию. Впереди – очередная президентская кампания 2015 года. С чем пойдем навстречу 2015 году?

- Я думаю, президентской кампании в 2015 году не будет. Скорее всего, президентская кампания состоится в 2014 году. Будут совершенно другие люди, совсем другие перспективы.

- На чем основан Ваш вывод?

- На экономических факторах. Лукашенко – прыщ, который перезрел, он сейчас лопнет. Он консерватор, он создал свою систему и думает, что плановая экономика и он будут существовать вечно.

Но есть объективные внешние факторы, независящие от Лукашенко. Лукашенко полностью теряет российский рынок, Беларусь превращается в убыточную аграрную страну. Содержать такое количество милиции, пенсионеров, бюджетников не за что. Значит, следует ожидать тотального сокращения, возврата бандитизма – ситуация идет к хаосу. Беларусь – аналог Советского Союза в микрогосударстве. Хаос быстрее рассеется, потому что у нас маленькое государство,

В этой ситуации главная задача Лукашенко – сохранить видимость легитимности. Но сегодня он уже в меньшинстве, и с каждым месяцем поддержка тает. Без реформ ситуация его просто сметет.

Это называется застоем.

- Неважно – 2014 или 2015 год будет, Вы готовы опять попытать президентского счастья?

- Неважно, кто кандидат в президенты, важно, какую концепцию он озвучит. Если появится такая концепция, которую донесут до народа и заручатся его поддержкой, - тогда может идти любой человек, необязательно Усс или Козулин. Должна быть идея, а носителем ее может выступать любой.

- А какая идея может объединить белорусов?

- Экономика, и только экономика. Чарка и шкварка. Беларусов объединит только чарка и шкварка. Политика белорусам до фонаря, неважно, сколько оппозиционеров сидит в тюрьме, главное – чтобы была крыша над головой и та самая чарка и шкварка. Поиск национальной идеи – пустая трата времени.

Справка UDF.BY. Дмитрий Усс родился в 1971 году в Минске. Окончил юридический факультет Гродненского университета. Беспартийный. Женат, имеет двух сыновей - Ивана и Михаила, который родился 10 января 2011 года.

Работал рабочим на заводе «Интеграл» в Минске, позже - в сфере строительства. С 1992 г. - директор издательства «Тривиум». В 1999-2003 гг. являлся депутатом Минского городского совета, затем на выборах в 2003 и 2007 его не зарегистрировали. В 2010-ом участвовал в выборах в местные Советы депутатов, набрал 33 процента голосов избирателей.

Кандидат в президенты на выборах 2010 года. Задержан в Минске в ночь с 19 на 20 декабря 2010 года. Содержался в СИЗО КГБ. Днем 20 декабря выпущен оттуда под подписку о невыезде. Долгое время являлся подозреваемым по делу о массовых беспорядках, обвинение по артыкуле.293 УК предъявлено 18 марта 2011 г. (организация массовых беспорядков). Заявлял о давлении со стороны следствия с целью получения обвинительных показаний на его друга Николая Статкевича. 26 мая в Ленинском суде Минска осужден к 5,5 годам колонии усиленного режима.

1 октября 2011 года освобожден по помилованию, хотя прошения о помиловании не писал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFПрезидентские выборы 2015 ❯ Дмитрий Усс: Белорусов объединит чарка и шкварка