Сергей Альфер: Ермошина не является главным хедлайнером для президента

Катерина Жукова, UDF.BY
13 августа 2013, 22:25
Правки в Избирательный кодекс носят чисто редакционный характер и не направлены на открытость и прозрачность выборов, считает эксперт в области избирательного права Сергей Альфер.

Проведение парламентских выборов в один тур знаменует переход от мажоритарной системы выборов к партийной, хотя сделать следующий шаг очень непросто: процесс блокирует Лукашенко, не заинтересованный в развитии партий.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс будет представлен Лукашенко до 30 августа. Такие сроки определены 6 августа на совещании по вопросам совершенствования избирательного законодательства.

Итоги совещания подводит эксперт Сергей Альфер.

- Сергей Аркадьевич, как Вы оцениваете предложенные изменения в Избирательный кодекс?

- Совещание произвело на меня ожидаемые впечатления.

Центризбирком подготовил изменения в избирательное законодательство достаточно давно, совещание у президента дало формальное добро на внесение этих изменений в Избирательный кодекс. Система белорусского нормотворчества такова, что парламент фактически исключен из процесса разработки законопроектов; парламент только утверждает итоговый вариант документа, подготовленный Центральной комиссией и согласованный с большим количеством государственных структур, при этом наиболее активными субъектами в обсуждении этого законопроекта являются облисполкомы, напрямую заинтересованные в проведении своих представителей в парламент и поэтому в существенной части не согласные с предложенными изменениями.

Представляется, что эти несогласные структуры имеют больший вес для президента, чем Центральная комиссия. Ермошина больше не является основным хедлайнером для президента, нашлись другие советчики, которые предложили ему иные варианты изменений Избирательного кодекса.

Изменения в Избирательный кодекс не были приняты на весенней сессии, их предполагается внести на рассмотрение осенней сессии Палаты представителей. Не факт, что эти поправки будут приняты осенью. Однако эти изменения должны быть приняты до парламентской кампании, поскольку для местных выборов никаких существенных изменений они не несут.

Следует отметить, что забраковано достаточно много новаций Центризбиркома, который активно работает над изменением Избирательного кодекса.

- Власть предлагает проводить парламентские выборы в один тур…

- Именно это я постоянно рекламировал на прошлых парламентских выборах, говоря, что проведение выборов в один тур ставит крест на возможности бойкотировать выборы. Бойкоты являются абсолютно неэффективными в условиях все большей маргинализации политических оппозиционных партий. Бойкоты служат оправданием ничегонеделания для политического актива партий и способствуют потере навыков проведения избирательных кампаний.

Власти остановились на самом простом варианте – провести выборы в один тур. Как показывает мировая электоральная статистика, переход от двухтуровой системы к однотуровой фактически ничего не меняет при распределении депутатских мест с точки зрения предпочтения избирателей, если эти предпочтения учитываются; а если они совсем не учитываются - тем более.

Проведение выборов в один тур существенно удешевляет избирательную кампанию, которая даже по белорусским меркам достаточно дорогая. Более того, это существенно упрощает работу избирательных органов.

Предложенное новшество означает отказ от коммунистической священной коровы: только два тура, в каждом туре должны проголосовать свыше 50% избирателей. Эта мера означает постепенный переход от мажоритарной к пропорциональной, партийной системе выборов. Другого пути у нас просто нет.

- Значит, можно констатировать, что Беларусь сделала первый шаг по переходу от мажоритарной к партийной системе выборов?

- Первый шаг только делается, скажем так. Поскольку второй шаг – очень тяжелый. Ограничивающий фактор – президент, который не заинтересован в установлении партийной системы выборов.

Он может заблокировать любые изменения в законодательство, просто их не подписав. Во-вторых, необходимо вносить изменения в Конституцию, что возможно только по инициативе президента.

- О каких изменениях идет речь?

- Нужно убрать из Конституции норму об отзыве депутата, которая введена в 1996 году во время приснопамятного референдума. Это норма оказалась абсолютно неэффективной – все предпринимавшиеся попытки отозвать депутатов не увенчались успехом. Эта процедура не может быть реализована на практике, она является анахронизмом, который практически нигде в мире не используется.

Для депутатов есть другие виды ответственности, кроме ответственности перед избирателями. А ответственности депутатов перед избирателями я не вижу.

- Раз мы уже заговорили про бойкот… Действительно обсуждавшийся законопроект устанавливает запрет на бойкот?

- Законотворческий процесс у нас крайне закрытый, общественность получает минимум информации. Из того, что говорилось на совещании, я сделал вывод, что запрет на бойкот не вводится. Из статьи об агитации убираются слова о бойкоте, значит, агитация и бойкот несовместимы. Но бойкотировать можно в рамках общего законодательства или в рамках законодательства о массовых мероприятиях, что существенно усложняет эту процедуру: местные власти не захотят бойкота – они не разрешат массовое мероприятие. Но сам по себе бойкот не запрещается. Запрет на бойкот отменен после 2000 года по требованию ОБСЕ, поэтому властям нет смысла бегать по кругу.

- Насколько повлияют на ведение избирательных кампаний предложенные изменения по финансированию?

На совещании посчитали, что норма, предложенная Центризбиркомом по максимальному размеру избирательных фондов на президентских выборах, - чрезвычайно высокая, поэтому решено повысить максимальный размер избирательных фондов на президентских выборах не в 5, а в 3 раза. Если реально заниматься президентскими выборами, то это слишком маленькая сумма.

Совершенно непонятна судьба нормы, которая предлагает отказаться от бюджетного финансирования агитационных расходов кандидатов и передать эти средства местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям. В последнюю парламентскую кампанию оппозиционные кандидаты практически не пользовались выделяемыми деньгами, властные кандидаты вообще не печатали агитационные материалы. Население вообще ничего не знало о кандидатах в депутаты, но объявленные итоги показали, что 70-80% избирателей голосовали за провластных кандидатов.

Как показало обсуждение, не все заинтересованы в реализации этой нормы.

- Лукашенко объявил, что изменения в Избирательный кодекс вносятся "для белорусского народа и во имя этого народа". Вы согласны?

- Так почему бы не спросить у самого народа? Боюсь, что народ ничего не ответит, потому что он не знает, какие поправки власть примет. Но из той дозированной информации, которая представляется общественности, можно сделать вывод, что правки носят исключительно редакционный характер и не направлены на улучшение открытости и прозрачности выборов.

СПРАВКА.

Выборы в Палату представителей проходят в один тур при сохранении действующей явки избирателей. На парламентских выборах предлагается дополнительно образовывать 7 территориальных избирательных комиссий, шесть областных и Минскую городскую, которым будет передан ряд полномочий от центральной комиссии.

Предложено ввести запрет на проведение агитации, направленной на срыв выборов.

Изменяется порядок финансирования предвыборной агитации кандидатов в президенты и депутаты. Упраздняется финансирование агитационных расходов кандидатов – деньги передаются территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям.

В связи с прекращением бюджетного финансирования агитационных расходов Лидия Ермошина предложила в 5 раз увеличить предельные размеры финансовых фондов кандидатов в президенты – с 3 тыс. до 15 тыс. базовых величин, а кандидатов в депутаты Палаты представителей – в три раза до 3 тыс. базовых величин. При этом предлагается, что гражданин, зарегистрировавший свою инициативную группу на президентских выборах, сможет открыть счет в банке для создания избирательного фонда с момента регистрации этой группы.

Но участники совещания сошлись на том, чтобы повысить только максимальный размер избирательных фондов на президентских выборах в 3 раза.

Кроме того, принципиально не отвергнуто предложение о том, чтобы предоставить право создания таких фондов с момента регистрации инициативной группы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Сергей Альфер: Ермошина не является главным хедлайнером для президента