“Охранник в магазине не то что ударить - сумку проверить не имеет права“

Змитер Лукашук, Еврорадио
15 августа 2013, 17:06
Вправе ли применять силу против воров и дебоширов охранники в магазинах, выясняет Еврорадио.

Конфликт покупателя с охранниками супермаркета может закончиться не только дракой, но и смертью. Как это произошло с Иваном Губаром — 27-летний парень получил тяжелые травмы в результате конфликта с охранником магазина "Волгоград" и скончался в больнице, не приходя в сознание.

Полномочиями охранников магазинов решило поинтересоваться Еврорадио. Службы охраны говорить на эту тему... отказываются! Одни просят направить им запрос и обещают ответить "в установленные законом сроки" — 30 дней, другие отсылают к соответствующим законодательным актам.

Служба охраны: "Есть у нас закон об охранной деятельности, то же Постановление Совмина №601, и мы в соответствии с этим законом так и работаем".

Мол, почитайте законы и все будете знать. Неужели охранники столичной "Короны" в соответствии с Постановлением Совмина 9 мая сильно избили Александра Вашкевича?

Охранник в магазине не имеет права не то что ударить покупателя, но даже без разрешения последнего проверить его сумку, утверждает Еврорадио первый заместитель начальника Минского городского управления Департамента охраны МВД Андрей Перминов.

Андрей Перминов: "У них функции ограниченные. Они только могут: "Извините, подождите, покажите, что в сумке". Но если человек не хочет — "Извините, мы вызываем милицию". Для этого у них стоят кнопки сигнализации: они нажимают, приезжает наш наряд и все! А нам уже властью это дело (проверять сумки) дано".

Ни резиновую дубинку, ни наручники, ни шокер охранник иметь не вправе. В исключительных случаях может защищаться с помощью газового или шумового пистолета. Если на него бросаются с ножом или пытаются ударить, к примеру, бутылкой водки, то он имеет право на самооборону. Использовать прием самбо, скрутить нападающего и, опять-таки, вызвать милицию. Но даже в этом случае представитель Департамента советует охранникам не оставлять на теле покупателя следов — не бить его. Даже в ответ. И сам вспоминает случай в столичном "Волгограде".

Андрей Перминов: "Лучше в ответ не давать. Иначе это будет — двустороннее... И здесь уже степень тяжести начнется: кто первый ударил, кто дал в ответ сдачи. Это уже даже не самооборона. Это уже не поймешь, что, это уже — выяснение отношений. Это — хулиганство! Не имеет права охранник бить, не имеет! Это превышение полномочий будет по-любому. А если умер, то это же уголовное дело!"

…и суд, который вынесет решение, если до суда дойдет — добавляет руководитель культурно-просветительского учреждения "Платформ инновейшн" Андрей Бондаренко. И в качестве примера напоминает историю Александра Вашкевича с охранниками столичной "Короны": месяц назад по этому инциденту было возбуждено уголовное дело.

Андрей Бондаренко: "Но с того времени больше никакой информации нет: когда дело будет передано в суд или оно будет закрыто? Создается такое впечатление, что милиционеры выбрали тактику затягивания времени. Чтобы общество забыло, что там произошло, и только потом принимать какие-то решения".

По словам собеседника Еврорадио, большинство охранников в магазинах — бывшие сотрудники или милиции, или ОМОНа. Мол, "у них есть связи с начальниками РУВД и поэтому ведут себя очень уверенно".

То, что начальники службы охраны с удовольствием берут на работу бывших милиционеров, подтверждает и Андрей Перминов. Правда, уверяет, что именно экс-милиционеры... никогда кулаками махать не будут!

Андрей Перминов: "Наш, прежде чем поднять кулак, понимает, какие у этого могут быть последствия, и это останавливает. А связи... Ну, что связи могут дать: все равно будут разбираться официально!"

Самое интересное, что даже смерть от кулака охранника или избиение последним покупателя не означает автоматического лишения лицензии на охранную деятельность владельцев торговой точки.

Андрей Перминов: "Мы смотрим, сколько у них было нарушений. Если одно — никто ведь тут ничего не гарантирует! Не будешь же забирать у всей конторы лицензию — существует ведь человеческий фактор! Если это носит системный характер, то выносится представление: "Ребята, вы или организуйте свою работу, или будем собирать компромат и ставить вопрос о лишении лицензии".

Как видно из истории последних конфликтов между покупателями и охранниками, от "человеческого фактора" никто не застрахован. Ни специалисты по кадрам и психологи охранной структуры, которые, как в частной беседе с Еврорадио рассказывает начальник службы охраны одного из супермаркетов, внимательно изучают каждого кандидата. Ни специалисты из Департамента охраны — они, по словам Перминова, тоже "пробивают" по своим каналам и базам каждого охранника перед трудоустройством.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Охранник в магазине не то что ударить - сумку проверить не имеет права“