Леонид Заико о Минэкономики: Оказалось, не мужики - не выполнили...

Мария Войтович, OPEN.BY
6 декабря 2013, 09:40
Почему сокращается белорусский товарный экспорт? Специалисты рекомендуют прекратить делать мебель из опилок, отпустить акции предприятия "Луч" и поменять дырявую лодку.

По данным Белстата, за 9 месяцев 2013 года белорусский товарный экспорт сократился более, чем на 21 процент в сравнении с тем же периодом 2012-го. Министерство экономики объясняет это явление уменьшением спроса на белорусскую продукцию, однако существуют иные мнения, объясняющие данную проблему.


"Мы не можем входить в мировую экономику отраслями"

По словам белорусского ученого-экономиста и аналитика Леонида Заико, в нынешнем году Министерство экономики Республики Беларусь допустило грубейшую ошибку, прогнозируя увеличение экспорта.

- Если такое происходит, значит, это уже не Министерство экономики, а плохо работающая структура, - отмечает специалист. - Во времена Сталина за такие прогнозы обычно давали 10 лет без права переписки. Отвечая на вопрос, почему снизился экспорт, конечно, можно согласиться с министерством, но этот ответ будет неудовлетворительным. В первую очередь нужно разобраться, на что упал спрос. В начале года Александр Лукашенко предупредил представителей министерства, мол, мужики, не выполните то, что взяли на себя сами, буду строго спрашивать. Оказалось, не мужики – не выполнили…

Я считаю, что премьер-министру бизнесом заниматься не надо. Стоит проанализировать конкурентоспособность. Например, есть два предприятия, и они дают 40% товарного экспорта нефти, поэтому я предлагаю: построим еще два – будет уже 80%, начнем жить красиво. У нас есть два способа увеличения экспорта: заниматься делом и разрабатывать свои собственные и эффективные сферы деятельности. А вот подход эффективной отрасли не работает. Когда в Беларуси к власти пришел новый президент, буквально через 3-4 месяца меня попросили заняться определением наиболее перспективных отраслей в нашей стране. Первое, что я понял: мы не можем входить в мировую экономику отраслями. Мы можем входить в мировую экономику только отдельными сегментами.

- Вы можете назвать основные сегменты нашей промышленности? Какие из них самые проблемные?

- Ну… проблемные они все. Меня пугает то, что у нас занимаются Минским камвольным комбинатом. Я спрашиваю, вот вы можете назвать мне Вашингтонский камвольный комбинат или Лондонский камвольный комбинат? В XIX веке они все были вынесены на периферию региональной и национальной экономики. Это первое. Второе: в стране почему-то занимаются модернизацией деревообрабатывающих заводов. Тот же XIX век. Причем, смысл сводится к тому, как это все сделать продукцией из опилок: напилить опилок, склеить их клеями и впендюрить населению, поэтому, когда приходишь в наши квартиры, там одни опилки. У кого-то в головах, у кого-то просто стоят возле стен. В общем, надо делать нормальное дерево. И вообще, мы живем во времени цифровой экономики. Если замкнуть страну и ее потенциал на деревообработку, то дальше, чем в лесорубы, мы не пойдем.

- Почему такие проблемы возникают? За первые 6 месяцев этого года белорусы экспортировали 346 тысяч кубометров мелкотоварной древесины и сосны. Это принесло стране почти 9 миллионов евро…

- Это наш стыд. Художник может получить за одну свою картину 140 миллионов, на эту цифру даже внимания не надо обращать. Понимаете, мы до сих пор живем стереотипами минувших веков. Почему в Беларуси нет ни одного предприятия по сборке легковых автомобилей, хотя минимальный спрос может быть неплохим. Почему не производятся планшеты? Есть масса вопросов, но эти вопросы не к премьер-министру, а к нашему общему национальному интеллекту.


"Нам нужны новые виды предприятий…"

Как разобраться, в какую сторону идти, решая экономические задачи? По мнению эксперта, в первую очередь, следует определить, где зарабатывают самые большие деньги. Тут можно выделить три сферы деятельности: нефтепереработка, фармацевтика и IT. Нефтепереработка у нас есть, фармацевтики нет, хотя ею стоило бы заняться, скооперировавшись с международными гигантами, IT находится в состоянии развития. Также, например, председатель Республиканского общественного объединения "Белорусская научно-промышленная ассоциация" Александр Швец отмечает, что мы могли бы заниматься производством запасных автомобильных частей – та подотрасль, которую могут развивать крупные машиностроительные объединения. Деревообработка, по мнению специалиста, тоже имеет место быть, потому что на сегодня мы располагаем крупной сырьевой базой для этого. Правда, можно отметить еще раз, готовая продукция должна быть конкурентоспособной на международном рынке.

- Лес - возобновляемый ресурс. Если не делать из него дрова, посылать большую добавочную стоимость, понятно, что-то из этого могло бы получиться, - отмечает председатель общественного объединения "Белорусский союз налогоплательщиков" Анатолий Труханович. - Правда, нужна определенная школа. В Италии около 3 000 мебельных производств. Нам даже дико это слышать, а там есть производства в виде семей. Они делают 10–20 эксклюзивов, которые позволяют иметь доход по миллиону долларов на каждого человека.

Специалист также обратил внимание на противоречие государственных программ: с одной стороны мы возрождаем села, экономим ресурсы, поддерживаем деревни и малые города, с другой – строим теплицы в столице или рядом с ней, организовываем транспорт для доставки рабочих, потому что сами минчане в земле ковыряться не привыкли. Абсурд. Вместо того, чтобы заниматься программами нанотехнологий, в центре Беларуси занимаются огурцами, составляя конкуренцию сельским жителям.

- То же самое с образованием, - отмечает Анатолий Труханович. - Почему бы нам не расширить обучение по прикладной математике? В Дании нет ни одного вуза, который готовит бухгалтеров, у нас каждый вуз считает за честь открыть эту специальность. В то же время в Дании 7 вузов готовят специалистов по кормлению животных. А у нас ни одной похожей специальности. Ну есть зоотехник, но это не то. Получается, что сегодня в Европе средний привес свиней 800 граммов, у нас – 548. У нас 107 свиноводческих комплексов и вы, может быть, не в курсе, сегодня свинина подешевела. Это связано с тем, что Россия вступила в ВТО и нам это аукнулось. Туда хлынула эта дешевая польская, датская и немецкая свинина, иногда не самого лучшего качества мясо и, конечно, мы все тут застопорились. Так вот, если бы мы достигли среднеевропейского привеса в свиноводстве, то у нас можно было бы из 107 свинокомплексов оставить только 40.


Про политическую монополизацию экономических решений

Обсуждая проблемы экспорта и белорусской экономики в целом на пресс-брифинге, который был организован в пресс-центре еженедельника "Аргументы и факты в Беларуси", эксперты в очередной раз обратили внимание на то, что любое решение, касающееся экономических вопросов принимается на государственном уровне политическими представительствами.

- Политическое руководство принимает те или иные экономические направления, которые, как правило, не подлежат какой-либо корректировке, - отмечает Александр Швец. - Не срабатывает ни парламент, как своеобразный фильтр, ни общественные объединения, нет гражданского общества в том понимании, в котором оно должно быть. Все это происходит из-за отсутствия спроса самой власти. Получается работа вхолостую: вроде, диалог с властью есть, но КПД нет, а раз его нет, то какой смысл идти через эту отрасль? Нет фильтров: идем туда, модернизируем все, мы делаем. Но любой эксперт вам скажет: это не возможно, не хватит ресурсов для модернизации всего.

Поскольку диалог с властью получается только условным, возникают ситуации, вроде сооружения теплиц в Минске или производства опилок вместо мебели. Вот еще пример: присылают государственную программу по микроэлектронике. Ну совершенно понятно, что это не просто угасающая, а давно угасающая, с точки зрения современного подхода, бесперспективная отрасль. Мы из бюджета вкладываем деньги в эту госпрограмму. Беларусь не столько ресурсоемкая страна – нет ресурсов ни с точки зрения внутренних возможностей, ни с точки зрения кредитных, чтобы модернизировать все и сразу. Это провальная тенденция. Нам, действительно, надо сосредоточиться на основных отраслях, в которых возможен успех, и попытаться очень грамотно и четко вложить средства
.
- Я совершенно не понимаю, зачем платить из бюджета города Минска за выкуп акций обувного предприятия "Луч", - продолжает Александр Швец. - Если это борьба за площадку, то есть мэрия борется за площадку в центре города, так мэрия и так располагает ну еще достаточным количеством площадок. Зачем бороться за эту площадку, выделять из бюджета деньги, которых не хватает? Я считаю, что все вопросы находятся в такой экономико-политической сфере, все, что мы обсуждаем (отраслевой срез) – это все производные. Сколько не пытайся откачивать из лодки воду – кружечкой или даже насосом - проблема не в том, как мы ее откачиваем, а в том, откуда дырка. Откуда эта вода поступает? Может проще заклеить дырку в этой лодке?

- Поменять лодку - еще лучше, - поправляет Леонид Заико.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Леонид Заико о Минэкономики: Оказалось, не мужики - не выполнили...