Ловушка для Лукашенко

Валерий Карбалевич, "Радыё Свабода"
4 января 2014, 12:31
Черту под итогами 2013 года подвели социологи. Информация НИСЭПИ об итогах декабрьского опроса общественного мнения не выявила никаких сенсаций, но дала основания для определенных выводов.

Самый главный из них заключается в том, что в стране наблюдается тренд к ухудшению социального самочувствия и роста недоверия к власти. Вопреки заверениям официальных лиц, почти 69% населения считают, что экономика Беларуси в кризисе. 54% опрошенных отмечают, что страна развивается в неправильном направлении. Это значит, что кризис, по мнению большинства респондентов, - результат неправильной политики властей. А Лукашенко же уверяет, что во всем виноваты внешние причины (мировой кризис и др.). Впервые в прошлом году количество тех, кто не доверяет президенту, значительно превысило количество доверяющих - 47,5% против 37,7%. Выводы независимых экспертов и ощущения населения совпали.

Причины этого тренда очевидны, и они лежат на поверхности. Во-первых, повышение рейтинга Лукашенко в сентябре объясняется в значительной степени "калийной войной". До декабря она закончилась без положительных экономических результатов для Беларуси.

Во-вторых, осенью рост зарплат не только остановился, но и началось реальное снижение доходов.

В-третьих, в последние два месяца прошлого года заметно ускорилось ослабление обменного курса белорусского рубля. И, соответственно, выросли девальвационные ожидания граждан.

В-четвертых, население недовольно предложениями властей по поводу введения новых, причем экзотических, налогов (на автомобили, на "тунеядцев").

В-пятых, телекартинки о ситуации в деревообрабатывающей отрасли, в строительстве обнаружили неспособность власти решать экономические вопросы.

За прошедшие годы белорусы привыкли, что реальные доходы медленно, но стабильно растут. Люди привыкли к определенному уровню доходов, строили новое жилье, покупали иномарки, ездили отдыхать к морю. Режим мало-помалу начали поддерживать не только социальные аутсайдеры, как в середине 1990-х, но и средний класс, который только начал зарождаться. И прекращение этого тренда стало довольно неожиданным и психологически болезненным для общества. Что и сказывается на уровне доверия к власти.

Но белорусская социальная модель не способна продуцировать прибыль. Ее существование во все большей степени зависит от российской поддержки. Лукашенко стал заложником прежнего экономического роста, в некотором смысле попал в ловушку.

Свидетельствуют ли упомянутые выше цифры, что большинство белорусов видят причину всех проблем в неэффективности самой белорусского социальной модели? В поддержку этой версии можно привести еще один показатель: почти 60% респондентов считают, что "в Беларуси надо проводить рыночные реформы".

Эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк опровергает этот тезис. Он считает, что никакого "нового большинства" не появилось, разочарование персонально в Лукашенко не означает разочарования в белорусской социальной модели. И как только зарплаты повышаются, то все возвращается назад. Так, например, в сентябре рейтинг Лукашенко вырос до 43%, а доверие к нему поднялся до 47%.

Но на это можно возразить, что во всех странах, даже самых рыночных, народ любит "халяву". Смотрите, в Европе, как только правительство пытается сократить какие-то социальные льготы, то с протестом на улицы выходят миллионы.

Здесь интересно то, что за январь-август реальные заработки населения выросли почти на 20%. Примерно такой же рост был в 2012 году. Это фантастический показатель для любой страны. В другом государстве правительству, которое бы обеспечило такой рост благосостояния, была бы гарантирована долгая и прочная общественная поддержка. А в Беларуси этого оказалось мало, чтобы удержать высокий рейтинг Лукашенко хотя бы до конца года. Ведь люди чувствовали, что этот рост происходит на нездоровой основе. И летом, одновременно с повышением зарплат, начали расти девальвационные ожидания.

Декабрьский опрос НИСЭПИ зафиксировал снижение доверия не только к Лукашенко, но и ко всем государственным институтам. Есть основание говорить о симптомах кризиса легитимности власти. Можно сказать, что подобные тенденции существуют и в других странах мира. Во многих демократических государствах на выборы приходит меньше половины населения. Но в Беларуси роль государства совсем другая, она несравнима, например, с европейскими странами. Здесь мы имеем дело с патерналистским государством, которое полностью доминирует над обществом и перераспределяет львиную долю ресурсов. Кризис легитимности такого государства напоминает ситуацию, которая существовала в СССР накануне перестройки.

И что из этого следует? Пока ничего. Ведь, во-первых, падение доверия к власти не сопровождается социальным кризисом. Обратите внимание, что еще в 2012 году в разных местах Беларуси возникали какие-то конфликты в трудовых коллективах, люди требовали повышения зарплаты. А в 2013 году все было тихо. Как писал классик, "народ безмолвствует". Волнения в социальных сетях не в счет.

Во-вторых, нет альтернативы. Ведь доверие к оппозиции - вдвое меньше, чем доверие к государственным институтам. И ответа на культовый белорусский вопрос - а кто вместо Лукашенко? - пока нет.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Ловушка для Лукашенко