Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Александр Лычавко / TUT.BY

Про снос автовокзала "Московский" говорят уже почти два года. И хоть пока вокзал стоит и обслуживает пассажиров, все идет к тому, что он доживает свои последние месяцы.

У него забирают рейсы и перенаправляют их на другие автостанции. Кроме того, уже почти готовы к вводу и преемники "Московского" – небольшие автостанции вдали от центральных транспортных потоков.

Почти год назад мы подробно рассказали о надуманных причинах, по которым собираются закрыть автовокзал. Якобы им пользуются слишком мало пассажиров. При этом, по официальной информации, "Московский" обслуживал в полтора раза больше пассажиров, чем свежепостроенный "Центральный". С тех пор многое успело измениться, и "Московский" еще больше приблизился к своей гибели.

В апреле Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому автовокзал все-таки снесут, причем "Газпром" заплатит за это около 35 миллионов долларов. При этом в указе ничего не говорится о том, что инвестор должен построить новый автовокзал.

Если и до этого события руководство автовокзала жаловалось, что, мол, "Московский" обслуживает мало рейсов, то вскоре после подписания указа автовокзал начали искусственно "обеднять". С 1 мая упразднили прежние автобусы в аэропорт Минск-2 и учредили новый: №300Э "Автовокзал Центральный – Национальный аэропорт Минск". У этого маршрута только одна промежуточная остановка: на станции метро "Уручье". Таким образом, пассажиры, которые приехали на автобусе из Витебска, Полоцка, Орши, Борисова и других северо-восточных городов Беларуси на "Московский", чтобы попасть в аэропорт, теперь должны дополнительно прыгать со своими пожитками в метро и гнать на "Центральный" либо дожидаться автобусов № 15 или № 80 до станции метро "Уручье". Кстати, случается так, что на промежуточной остановке водитель автобуса не берет всех желающих уехать в аэропорт, ссылаясь на нехватку места. А с 1 августа на "Московский" перестали заезжать автобусы еще 15 маршрутов: их перевели на автовокзал "Восточный" и на диспетчерскую станцию "Карастояновой". Для некоторых маршрутов пробег увеличился на десяток километров, что, конечно, отразилось на цене билета.

Поначалу мэр Минска Николай Ладутько полагал, что рейсы с "Московского" перекинут на диспетчерские станции "Уручье-2" и "Карбышева" – мол, их надо всего лишь дооборудовать. При этом градоначальник не учел, что от первой из этих ДС до ближайшей станции метро 5 остановок на общественном транспорте, от другой – и вовсе 9. Потом "Минсктранс" задумал построить автовокзал на узеньком пятачке рядом с кладбищем в Уручье, и Николай Ладутько даже потребовал в месячный срок предоставить дизайн-проект нового автовокзала. Но уже к концу мая Мингорисполком отказался от такого решения и объявил, что подыскал новую площадку: на месте тира Минобороны недалеко от "9-го километра". Мол, туда продлят метро, и пассажирам будет удобно. Правда, станции "Смоленская" пока даже нет в проектах, а город вместо продления первой линии подземки на восток решил копать третью линию. Это позволяет говорить о том, что нового полноценного автовокзала взамен сносимого "Московского" не будет в столице еще долгие годы.

Поскольку новый автовокзал строить не собираются, то придется транспортные потоки "раскидать" по местным диспетчерским станциям. Говорили о ДС "Калиновского", "Славинского" и "Карастояновой". В начале декабря замдиректора "Минсктранса" Виктор Тозик заявил, что, мол, три автовокзала для Минска – непозволительная роскошь, и что в Берлине только один автовокзал. При этом он умолчал о том, что на берлинском автовокзале три дюжины мест для стоянки автобусов, а на нашем "Центральном" отстой автобусов не предусмотрен вовсе, - нету места. Пригородные маршруты с "Московского" переведут на диспетчерские станции "Славинского" и "Карастояновой". Виктор Тозик отметил, что "диспетчерские станции мы сегодня переоборудовали, приблизили максимально к тем требованиям и условиям, которые предъявляются к пригородным автостанциям, и с таким учетом, чтобы не пострадал наш основной потребитель - пассажиры".

Мы побывали на ДС "Славинского" и посмотрели, насколько максимально ее приблизили к требованиям. Обычное здание диспетчерской станции, под собственно пригородную автостанцию отвели помещение бывшего буфета, два на три окна. В помещении будет две кассы, установлены железные лавочки на две дюжины мест. На стене уже висит схема пригородных рейсов, правда, в ней автостанция называется диспетчерской станцией. Вообще, несмотря на то, что здание одно, номинально оно будет обслуживать два разных транспортных потока: собственно ДС "Славинского" – отвечать за городские автобусные и троллейбусные маршруты, а автостанция "Славинского" – за пригородные рейсы. Примерно шестую часть здания займет диспетчерская служба пригородных рейсов. И пока что две этих службы – городская и пригородная – друг с дружкой будто бы не пересекаются, из городской службы никто не смог нам открыть зал ожидания, чтобы сфотографировать схему маршрутов,- пришлось снимать через окно.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Автобусы будут отсюда ходить в Минский, Молодечненский, Логойский и Смолевичский районы, делая остановки более чем в сотне сельских населенных пунктов и городах Радошковичи, Логойск, Смолевичи и Жодино.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Быть может, номинально по техусловиям новая автостанция и отвечает предъявляемым требованиям, но, конечно, комнатушка на два десятка человек по комфорту никак не сравнится с полноценным автовокзалом уровня "Московского". Кроме автостанций "Карастояновой" и "Славинского", роль полномочных представителей автовокзала будут выполнять и яркие красные киоски филиала "Минский автовокзал", расставленные возле станций метро "Каменная Горка" (с сентября 2010) и "Уручье" (с марта 2013) и на площади Бангалор (в структуре пассажирских терминалов "Минского автовокзала" пока не учтена). "Минсктранс" называет эти киоски мини-автостанциями, хотя комфорта для пассажиров они не обеспечивают абсолютно никакого.

Как нам стало известно, транспортники должны освободить автовокзал "Московский" и разворотное кольцо при нем уже к лету. И тогда пассажиры пригородных направлений будут вынуждены ехать не к полноценному автовокзалу, до которого любой укажет дорогу, а до маленьких автостанций, расположенных где-то вдали от центральных транспортных потоков.

Как сейчас объяснить человеку, где находится автовокзал "Московский"? Поезжайте до станции метро "Московская", выходите по ходу движения на правую сторону, идите пять минут прямо, и вскоре по правую руку увидите большое здание автовокзала.

Как придется объяснять уже через несколько месяцев, где находится автостанция "Славинского"? Пешком уже не отправишь – слишком далеко и запутанно, придется пересаживаться на наземный транспорт. И если сейчас от станции метро "Московская" до автовокзала "Московский" нужно пройти всего 580 метров пешком или подъехать одну остановку на автобусе, до то автостанции "Славинского" – ровно втрое дальше и уже четыре остановки на автобусе. Про автостанцию "Карастояновой" и говорить нечего: до ближайшей станции метро более трех с половиной километров и минимум семь остановок на автобусе. От железнодорожного вокзала до "Московского" автовокзала всего десять минут на метро и пять минут пешком, но после сноса последнего рассчитывать на нормальную связь главных транспортных ворот страны с местными автостанциями не приходится. Скоростные маршруты "Вокзал - Карастояновой" или "Вокзал - Славинского" – это даже не фантастика, это утопия.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать, и читателям уже сейчас пора начать интересоваться, где же находятся эти автостанции "Славинского" и "Карастояновой" и как туда добираться. Напомним, заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич утверждала, что от перемещения рейсов никаких негативных последствий город не почувствует, пассажиры не пострадают.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter