“В нашем обществе насилие в семье - все еще норма“

Сергей Василевский, Завтра твоей страны
5 января 2018, 08:42
Чего еще, кроме закона, не хватает в Беларуси, чтобы остановить домашнее насилие.

В 2018 году МВД представит концепцию закона, по которому в Беларуси появятся понятия «экономическое насилие», «преследование», «домогательство», а список тех, кого можно будет обвинить в домашнем насилии, расширят.

Ведомство также предлагает революционное для Беларуси новшество — официально запретить бить детей.


Горбунова: Без заявления пострадавшей разбирательство не проводят

Общественное объединение «Радислава» (убежище для женщин и их детей, пострадавших от насилия) работает в Минске с 2002 года.

— Работы у нас много, — говорит председатель правления общественного объединения Ольга Горбунова. — Каждая третья женщина в стране страдает от физического насилия, не говоря про другие виды. В ОВД Беларуси ежемесячно поступает порядка 20 000 обращений по причине семейно-бытовых скандалов. А получить оперативно необходимую помощь и защиту крайне затруднительно.

"В нашем обществе насилие в семье - все еще норма"


По данным республиканского социологического исследования 2014 года по оценке ситуации в области домашнего насилия в Беларуси. В нем приняли участие имеющие опыт семейной жизни 480 мужчин и 550 женщин в возрасте 18-60 лет из 57 населенных пунктов страны.

Если не выявлять такие ситуации на ранних стадиях, на выходе получается печальная статистика по преступлениям и правонарушениям, считает Ольга Горбунова.

"В нашем обществе насилие в семье - все еще норма"


По ее словам, инициатива МВД крайне необходима и прогрессивна:

— НГО уже долгое время говорят о необходимости принятия специализированного Закона о предотвращении домашнего насилия, и мы рады, что в лице МВД нашли сторонников. Это не удивительно, ведь милиция, как никто другой, сталкивается с самыми страшными и трагичными последствиями домашнего насилия.

Как отмечает собеседница, попытка ввести в закон понятие «экономического насилия», расширить круг тех, на кого распространяется закон, внедрить срочные запретительные приказы, и запретить бить детей — это очень актуальные меры.

— Это, правда, может помочь защищать пострадавших более эффективно. Хотя понятно, что наше общество, где насилие в семье все еще норма, а первая реакция на такие случаи — обвинение пострадавших, еще не готово. Но если мы будем ждать, то люди будут продолжать погибать, а насилие — и дальше транслироваться из поколения в поколение, — подчеркивает Ольга Горбунова.

Она солидарна с мнением начальника управления профилактики милиции общественной безопасности МВД Олега Каразея о том, что домашнее насилие — это на самом деле проблема не маргинальных семей, а власти и контроля, а его причины коренятся в патриархальном устройстве общества, которое меняется «с большим скрипом».

Для эффективного решения проблемы нужно приложить много усилий в различных областях, убеждена руководительница «Радиславы». Это и закон, и наличие повсеместных и доступных служб помощи пострадавшим, и работа с агрессорами, и образовательно-просветительские мероприятия, начиная с самого раннего возраста. И адекватное освещение в СМИ.

— Домашнее насилие до сих пор остается делом частного и частно-публичного обвинения, а это значит, что без заявления пострадавшей разбирательства не будет (только если будет установлено ее зависимое положение), — говорит эксперт.

Но что делать, если агрессор угрожает жертве? Ведь она испытывает абсолютно объективный страх, домашнее насилие нередко заканчивается увечьями и смертью. А также сложности, которые добавляет Декрет №18, напоминает Ольга Горбунова.

— Милиция и мы заинтересованы в как можно более раннем выявлении фактов домашнего насилия, а если в семье есть ребенок, то все чаще и чаще женщины, опасаясь постановки на учет как семьи СОП и возможного изъятия ребенка в приют, перестают вызывать милицию и обращаться в иные организации за помощью. Одного Закона в такой ситуации мало, тут должно быть одинаковое понимание проблемы различных структур и приведение к единому подходу различных нормативно-правовых актов, — резюмирует собеседница Завтра твоей страны.


Волчек: Необходимо широкое общественное обсуждение проекта

Правозащитник и руководитель организации «Правовая помощь населению» Олег Волчек занимается темой домашнего насилия не первый год. Вместе с коллегами он изучил опыт США, Канады и ряда стран Европы.

— Мы пришли к выводу, что в других странах этой проблемой занимаются не только органы внутренних дел, а целая система государственных структур и представители гражданского общества, — подчеркивает собеседник Завтра твоей страны.

В Беларуси же задача по решению проблемы семейного насилия практически полностью возложена на МВД.

— Они и алкоголиками занимаются, и наркоманами. А теперь еще и семейным насилием. Это первая проблема, — считает правозащитник.

"В нашем обществе насилие в семье - все еще норма"


Второй проблемой, по его мнению, является отсутствие комплексной государственной программы:

— Наши партнерские женские организации давно уже предлагают разработать закон о борьбе с домашним насилием и в нем подробно прописать все важные моменты, опираясь на опыт европейских стран.

Олег Волчек опасается, что исполнение будущего закона могут закрепить за службой участковых инспекторов, которые и без того перегружены работой. По мнению правозащитника, этой работой должны заниматься специально обученные сотрудники правоохранительных органов при участии представителей общественных организаций, волонтеров. И те, и другие должны иметь четкое представление о психологии семейных отношений.

— В любом случае необходимо широкое общественное обсуждение проекта при участии иностранных экспертов, — резюмирует руководитель организации «Правовая помощь населению».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиМультимедиа ❯ “В нашем обществе насилие в семье - все еще норма“