Правозащитник Олег Волчек стал священником - фото


21 октября 2011, 17:13
Обладатель нескольких международных премий в области защиты прав человека Олег Волчек получил свою первую кинопремию. Награды удостоен документальный фильм "Дети ксендза Шеплевича" получил приз польского института народной памяти на фестивале Магнификат 2011.

Впервые фильм был показан на телевизионном канале Белсат. В роли ксендза, сыграл белорусский правозащитник Олег Волчек. Правозащитник за свою правозащитную деятельность удостоен нескольких международных премий, но эта его первая награда, как актера.

"Я очень рад, что фильм "Дети ксендза Шеплевича" получил приз. Конечно, сыграть роль выдающегося духовного деятеля Станислава Шеплевича было для меня честью. Его биография в чем-то схожа с моей. Он воевал в составе Войска Польского, защищал Варшаву от войск Тухачевского. Но после войны полностью свою жизнь посвятил служению Богу. Мой жизненный путь также прошёл через войну, а потом - служению Закону. Ксендз прошел через пытки НКВД, потом лагеря. И после этого ада он не отрекся от своей деятельности, продолжал служить людям. Он нес доброту. Тринадцать лет моей правозащитной деятельности также принесли мне трудности - избиения, возбуждения уголовных дел, запугивания и другие методы давления. Но главное, что мой герой осознал в жизни, самое ценное в нашем мире - это человек. Вот ради кого он и жертвовал. Его предавали, но он нес свой крест. И его дело сейчас продолжает отец Дарьевского костела Ян Глинка. А ведь эта история только про одного героя того времени, а сколько ксендзов и православных священников погибло от рук фашистов и сотрудников НКВД … Придёт время, и мы не одну историю узнаем о судьбах расстрелянных священнослужителей", - рассказал "Белорусскому партизану" Олег Волчек.

Правозащитник Олег Волчек стал священником - фото

О чем этот фильм?

Ксендз Станислав Шеплевич, участник польского восстания 1920 года против российской оккупации Польши. Служил в кавалерии, воевал, вместе с тысячами добровольцев защищал Варшаву от Красной Армии, был участником боев на Висле. В этой кровавой бойне, он дал себе клятву, что, если останется жив, посвятит себя Богу и людям…

Когда в 1933-м году Станислав Шеплевич после окончания Пинской семинарии приехал в Дарево, основал Даревский Костел на месте разрушенной в Первую Мировую Даревской святыни.

Он начал строительство.

В одной из ниш костельной стены Шеплевич замуровал свою саблю. С кавалерией было покончено, он перевернул эту страницу своей жизни. Теперь его оружием будет только доброта и любовь к тем, за кого он в ответе перед Богом.…

Говорит один из героев фильма Стась:

- Шеплевич сам ездил всегда верхом. Я помню, как летит на коне - сам в польской форме военной, седло аж "рыпить". Подлетает к клебани - бросает повод и бегом в клебань - переодеваться в сутану. Конь был добры. Он верхом ездил в военной форме…

Освящение построенного ксендзом Шеплевичем костела прошло 15 августа 1938-го года. Через год - в сентябре 39- го - Германия напала на Польшу. Уже 17-го сентября в Дарево вошли войска. Но не немецкие. Советские. По секретному протоколу, подписанному в Москве Молотовым и Рибентропом, СССР присоединила к своим территориям западную Беларусь, принадлежавшую Польше.

Аресты начались сразу. А Станислав Шеплевич был не только ксендзом Даревского прихода. Форма капитана и звание капеллана войска польского были более чем достаточным основанием для неминуемой трагедии.

В Дарево - большом многолюдном селе, раскинувшемся вдоль дороги - прятать человека было опасно.

Первым прибежищем для беглеца стала деревенька Макеевщина. Решили спрятать Шеплевича здесь, в Макеевщине. Потом его прятали и в других местах - в Подлесьи, Арловском, Хатках... Прятался. Сначала от советских. Потом уже от немцев, потом снова от Советских.

Рассказывает ксендз Дарьевского костела Ян Глинка :

- Восемь с половиной лет прихожанам удавалось прятать своего ксендза, не вывозя его за пределы прихода! Но и в этих схронах он первым делом оборудовал алтарь - служил ежедневно мессу, даже крестил детей.

Случалось, его выдавали за женщину - приезжую родственницу. Тогда он месяцами вынужден был ходить в женском платье, доить во дворе корову, выполнять женскую работу - ведь женщина, которая не принимает участия в хозяйстве, могла вызвать подозрение.

Люди рисковали. Если бы ксендза нашли в доме - арестовали бы всю семью. При немцах - расстреляли… или повесили. При советах - ссылка, лагеря…

В середине сентября 1939 года ксендз Шеплевич отслужил последнюю мессу в построенном им Даревском костеле. За 8 с половиной лет подполья ему удалось увидеть свой храм только несколько раз - в 41-ом, когда Дарево заняли немцы, в 44-ом, когда Советские войска освободили Беларусь.

Но и для фашистов и для Советов он был врагом. И верные прихожане снова и снова находили прибежище для Отца Станислава. Восемь с половиной лет им удавалось прятать его от преследователей. Все эти годы он был для них не просто беглецом, но хранителем веры, надеждой на возрождение костела.

Трагическое событие 1-го мая 1948-го года потрясло жителей Даревского прихода. На рассвете в дом, где прятали ксендза, ворвалась группа НКВДшников с собакой. Окровавленного Шеплевича выволокли на улицу, бросили у забора.

Свидетель рассказывает:

- То бачылі: каля плота на зямлі сядзіць ксёндз, увесь у крыві. Людзі ледзь пазналі яго. І казалі, што энкавадыст крычаў на ксяндза: "Отдавай оружие! Где твое оружие?" А ксёндз так спакойна адказвае: "Крэст - мая зброя".

В начале лета 1957 года Станислав Шеплевич впервые после 9-ти лет сибирской ссылки приехал в Дарево. Его ждали. Встречали те, кто слал передачи в Инту, писал письма. Это они - его прихожане - придумали положить в лагерную посылку сушеные даревские вишни. Косточки этих вишен стали его лагерными четками…

Ксендз не мог без слез смотреть на построенный им Даревский Костел - сбитую колокольню, ржавый замок на давно некрашеных дверях. Но в этот день он решил, что вернется… Не в Дарево. В деревеньку Макеевщину, которая не раз давала ему приют за восемь с половиной лет подполья…

Правозащитник Олег Волчек стал священником - фото

С приездом Отца Станислава, Макеевщина быстро стала «бельмом в глазу» местного Советского начальства. Верующие шли отовсюду толпами. Шеплевич не только служил мессы, но венчал, отпевал и - что было самым ужасным преступлением того времени - крестил и приводил к первому причастию детей. Над Макеевской каплицей стали сгущаться тучи…

14 июля 1964 года жители Макеевщины запомнили как самый страшный в своей жизни. Их можно понять. Давно закончились страшные войны, начали забываться облавы, пожары, разрушения. Но в этот день власти вступили в Макеевщину во всеоружии. Как в логово врага. В крошечную деревню въехала колонна пожарных автомобилей и грузовик с сотрудниками милиции. Машины окружили каплицу.

Из всех дворов бежали люди. Пожарные включили брандспойты, отсекая их от каплицы…

Разрушение каплицы - рассказ хозяйки дома Шеплевича, соседки Шеплевича…

Рассказ о том, как на следующий день на развалинах каплицы собрались верующие, передается жителями этих мест как легенда - от родителей к детям. Женщины плакали. Ксендз Шеплевич был молчалив. Не плачьте, сказал он, будет на месте этой деревянной каплицы новая - каменная…


"Белорусский партизан"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиБез галстука ❯ Правозащитник Олег Волчек стал священником - фото