Владимир Колос: Белорусский народ имеет такую оппозицию, какую заслуживает


29 июля 2014, 13:28
Похоже, прав председатель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос, давая такую характеристику оппозиции и народу: каждый народ имеет такое руководство, какое заслуживает, и точно такую же оппозицию, какой достоин.

Белорусская оппозиция четвертый раз за последние 15 лет тщетно пытается отыскать единого кандидата, который не будет бороться за власть, но примет участие в президентской кампании. Так происходило в 2001 году, та же картина наблюдается и сейчас. Погрязнув во внутренних склоках и разборках, в разработке ничего не значащих "процедур", как и 15 лет назад, оппозиция забывает о самом главном: мир вокруг изменился. И завтра может не наступить для независимой и суверенной Беларуси. И даже пример Украины, который стоит перед глазами всего мира, ничему не научил борцов за светлое счастье.

Неужели будущее Беларуси и каждого из нас выглядит столь мрачно? Про оппозицию, ее неуклюжие попытки найти разного рода механизмы и определиться с единым "Белорусский партизан" побеседовал с председателем Рады белорусской интеллигенции Владимиром Колосом.

- Уже полгода оппозиционная «семерка» пытается родить единого кандидата. Однако весь процесс застопорился на процедуре выдвижения делегатов на Конгресс демократических сил, который и должен избрать единого. Кампания "Говори правду" и БСДП (Грамада) настаивают на возможности выдвигать делегатов на КДС путем сбора подписей, остальные пять субъектов – против. За что идет борьба?

- Увы, всё, что можно было сказать по этому поводу, ранее уже неоднократно было высказано. Тем не менее, проблема остаётся актуальной до тех пор, пока она не решена. Так что ещё раз повторим пройденное.

Очевидно, что каждая из структур борется за продвижение в "единые" только своего кандидата. Нам объясняют, что это и есть политика. Что политики по-другому не могут... Вот, например, на Украине в результате всех этих раздраев и майданов выкристаллизовался, наконец, вроде бы адекватный лидер - Порошенко. Однако чего это стоило украинскому народу? И сколько ещё придётся заплатить украинцам за неумение их политиков находить разумный компромисс и объединяться вокруг общих целей?

К сожалению, те, кто пытается заниматься политикой в нашей стране, скорее всего, не задают себе подобных вопросов. А зря. Ведь Беларусь - это даже не Украина, и подобные междоусобные бодания структур, отстранённых от реальной политики, выталкивают всё дальше в маргинальное поле не только эти структуры, но и наши общие надежды на демократические перемены и европейскую интеграцию.

- Выдвижение делегатов путем сбора подписей – одна из самых демократичных процедур. Прочему же столько противников у нее?

- Далеко не всегда демократичные процедуры приводят к торжеству демократии. Поэтому не надо делать из процедуры культа. Есть, например, категория людей, которым даже Богу молиться опасно.

Что касается сбора подписей, то сразу возникает вопрос: кто и как их будет проверять? Даже если предположить, что все приверженцы демократии безупречны по определению, кто гарантирует, что в их чистые ряды не просочится какой-нибудь злоумышленник, который, вместо того, чтобы честно собирать подписи, просто перепишет телефонную книгу? Ведь ходят упорные слухи о том, что что-то подобное уже имело место быть во время прошлой президентской кампании, порадовавшей наши власти обилием демократических кандидатов. Так что процедура сбора подписей имеет свои плюсы и минусы. Как и любая другая процедура. Что даёт некоторым участникам процесса широкие возможности для того, чтобы снова растянуть этот процесс до того момента, когда необходимость в "едином" рассосётся сама по себе...

- Для принятия окончательного решения по процедуре оппозиционной семерке не хватает одного голоса, которому неоткуда взяться. Следовательно, проект "единый кандидат" помер, не успев родиться?

- Думаю, найти недостающий голос - не проблема. И вся эта суета по поводу процедуры - всего лишь неудачная попытка закамуфлировать то, что уже давно стало очевидным: те, кто пытается у нас профессионально заниматься политикой, теряют способность реально бороться за власть. Можно ссылаться на причины, можно рассуждать о том, вина это их или беда. Но факт остаётся фактом. Пока наша старая оппозиционная гвардия идёт привычным проторенным курсом, - при всём искреннем уважении к личным достоинствам и заслугам большинства из них, - у нас мало поводов надеяться на реальные перемены. Разве что вмешаются какие-то внешние силы. Но тогда может случиться и такое, что мы с ностальгией будем вспоминать даже о теперешних временах...

- Как можно разрешить возникшие противоречия с наименьшими потерями?

- И об этом уже неоднократно говорилось. Теперешние демократические лидеры должны пожертвовать своими личными амбициями и согласиться на компромиссную фигуру, человека, обладающего соответственными для перспективной кандидатуры качествами, образованием и опытом. Затем - предложить эту кандидатуру на утверждение Конгресса. А затем - мобилизовать свои структуры на работу по усилению единого кандидата и обеспечению ему реального большинства голосов.

- КДС назначен на февраль-март 2015 года. С большой долей вероятности можно предположить, что именно до этого времени будет вестись подковерная борьба за право получить наиболее выгодные условия на КДС. Затем оппозиция выдвинет единого кандидата (хотя вряд ли этот единый окажется единственным), чтобы спустя полгода на президентских выборах с треском проиграть и окончательно дискредитировать себя в глазах белорусов. Как вы представляете дальнейший сценарий президентской кампании?

- Один из вариантов этого сценария уже прозвучал в вашем вопросе. Однако могут быть и другие. Например, может возникнуть какой-нибудь малоизвестный оппозиционный Монте-Кристо с неограниченными финансовыми возможностями таинственного происхождения, и при поддержке российских телеканалов, у которых вдруг снова откроются глаза на злоупотребления белорусского режима, а также части нашего демократического актива, одержит на президентских выборах настолько убедительную победу, что её признает даже Центральная избирательная комиссия в её теперешнем составе. А потом, используя свои президентские полномочия, проведёт необходимые действия для "воссоединения" нашей синеокой республики с её восточной сестрой.

Украинская ситуация показывает, что наш восточный сосед, озабоченный расширением своих территорий, располагает пухлым портфелем таких сценариев. Однако пока украинские события доставляют ему столько проблем, вряд ли он решится на что-то серьёзное в отношении к Беларуси. Так что, применительно к грядущей президентской кампании наиболее вероятным выглядит ваш вариант. И будущая кампания, и то, что за ней последует, будет, скорее всего, скучной копией кампаний предыдущих. Если, конечно, те, кто снова собирается брать на себя ответственность за действия белорусских демсил, не возьмутся за ум...

- Вообще, оппозиция ведет себя весьма странно, если допустить, что главная ее цель – борьба против диктатуры. Уже четвертый раз за последние 15 лет оппозиция пытается выдвинуть единого кандидата, однако реального единого кандидата мы видели только в 2001 года, чью кампанию, однако саботировала часть оппозиции. В чем корень противоречий внутри оппозиции?

- Действительно, кампания 2001 года была единственной, которая дала конкретный результат - избрание единым кандидатом Владимира Гончарика. Однако эта же кампания показала все слабости лобового использования демократических процедур в условиях авторитарного режима. До сих пор остаётся загадкой, был ли у Владимира план победы, или он брал на себя миссию "единого" просто для участия в процессе?

Что касается остальных претендентов, то, проиграв на Конгрессе, они, как и возглавляемые ими структуры, несмотря на заявления о готовности работать в команде, так и не смогли избавиться от чувства досады от проигрыша, и проработали в кампании "с холодным носом". И так будет повторяться каждый раз, если в наших теперешних условиях для определения "единого" запускать механизм конкурентной борьбы между претендентами.

- Нельзя делить шкуру медведя, не убив его. Нельзя строить демократическую Беларусь, если у власти стоит диктатор. Почему же не удается прекратить оппозиционную междоусобицу ради достижения главной цели? Или оппозиции, как и власти, давно плевать на народ – лишь бы перехватить жирный кусок и продержаться до следующей кампании?

- Я бы воздержался от таких резких оценок, хотя в интернете можно найти много чего и похлеще. Всё выглядит просто только на словах. И всё же доля истины в вашем упрёке есть. Призывы к консолидации наши демократические лидеры слышат уже давно. Именно к этому призывали их и члены Рады белорусской интеллигенции, среди которых - немало известных и уважаемых в Беларуси людей. И то, что все эти призывы наши демлидеры игнорируют столь упорно и последовательно, наводит на очень неприятные мысли. Ведь, если даже до своего избрания, эти политики демонстрируют такое наплевательское отношение к мнению своих потенциальных избирателей, можно ли надеяться, что они будут внимательны к нуждам и бедам людей после своего избрания?

- Без оппозиции невозможно бороться с диктатурой. Как создать боеспособную оппозицию?

- Начинать надо с себя. Вступать в существующие партии и движения, высказывать там свои предложения, привлекать на свою сторону единомышленников и добиваться того, чтобы ваши предложения были приняты и выполнены. Или создавать свои партии и движения, и добиваться всенародной поддержки. Говорят, каждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает. То же самое можно сказать и по поводу оппозиции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Владимир Колос: Белорусский народ имеет такую оппозицию, какую заслуживает