Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?

Евгений Волошин, Еврорадио
9 июня 2015, 11:33
Лидеры прогосударственных “политических сил” называют громадные цифры своих соратников. Тем временем некоторые партии не имеют даже сайтов.

“У нас нет такой партии здесь. Письма нам приходят — мы их отправляем обратно”, — удивляет Еврорадио Владимир Федюкович, заместитель директора центра олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. В их здании, согласно сведениям Минюста, находится Социал-демократическая партия Народного Согласия.

Выйти на след этой “политической силы”, по-видимому, тяжелее, чем найти оригинал Креста Ефросиньи Полоцкой. В сети нет их сайта, в соцсетях — хоть какого-нибудь сообщества, в СМИ — хотя бы одного интервью. Но СДПНС официально зарегистрирована Минюстом, как и 14 других партий-конкурентов.

Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?

Социал-демократическая партия народного согласия потерялась в помещениях Дворца шахмат и шашек

Похожая история и с Белорусской патриотической партией. Их номеров телефона нет даже в справочных службах. БПП имеет абсолютно реального руководителя — казачьего Верховного атамана Николая Улаховича, который полностью поддерживает политику Александра Лукашенко. Все, что есть в сети о партии, это информация о выдвижении небольшого количества наблюдателей на выборах и жалобы от некоторых казаков о принудительном вовлечении в БПП.

Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?

Николай Улахович на мероприятии в минском Доме Москвы

Еще один фантом — Белорусская социально-спортивная партия. Во время прошлой президентской кампании БССП, о которой мало кто слышал, выдвинула 471 (!) наблюдателя. При этом партия никогда не заявляла о желании иметь хоть одного своего депутата в Палате представителей. И это при том, что лидер Владимир Александрович тоже полностью поддерживает Александра Лукашенко. Заявляется, что в спортивной партии около 2,5 тысячи человек. Но о какой популярности можно говорить, если у политической силы нет ни сайта, ни сообществ в соцсетях, ни депутата в парламенте!

Действующий вице-премьер Михаил Русый является председателем еще одной пропрезидентской Белорусской аграрной партии. Чиновник возглавил БАП в 2008 году, чтобы вывести ее из кризиса. Но политическая сила до сих пор не имеет даже простейшего интернет-сайта. Наверняка, воздушное судно из крутого пике так и не вышло.

Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?

Карьера Михаила Русого (крайний справа) стремительно развивается. Чего не скажешь о его партии


Лидер Республиканской партии: у нас 10 тысяч человек, а что!

Согласно сведениям Игоря Котлярова, директора Института социологии НАН Беларуси, рейтинг любой белорусской политической партии — в рамках социологической ошибки. Получается, что если политическая сила имеет хотя бы интернет-сайт, то это по белорусским меркам уже заявка на что-то серьезное.

Либерально-демократическая партия подтверждает наличие веб-страницы количеством членов (не менее 45 тысяч человек). Для социологической ошибки это выглядит фантастически.

“Заполняется анкета — и в партию вступают все, кто хочет. Нет никаких ограничений. А на руководящие роли, начиная с координаторов какого-то района, уже смотрим кого назначать, — объясняет систему заместитель руководителя ЛДБП Олег Гайдукевич. — Кто пишет заявление на вступление онлайн, все вызываются к нам в партию. Если человек не может приехать, например, далеко живет, мы ему можем по почте перестлать партийный билет. У нас кожаные красивые партийные билеты, с подписью руководителя партии и печатью. Красивая книжечка, чтобы человеку было приятно его в руках держать и кому-то показать”.

Республиканская партия (вы слышали о такой?) тоже имеет официальный сайт, но в стиле 90-х и на домене RU. Лучше чем ничего.

Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?

Руководитель РП Владимир Белозор тоже удивляет Еврорадио количеством членов — около 10 тысяч человек.

“А что? В Минске, Могилеве, Бресте, в Бобруйске много наших членов. Где-то 30, где-то 20, где-то 70, 50. Вопрос в том, какие условия есть для деятельности и активизации политических партий в Беларуси. Да?” — ставит риторический вопрос Белозор.

Почти такую же цифру (9830 членов) называет Василий Заднепряный — лидер Республиканской партии труда и справедливости. Политик рассказывает, что РПТиС выступает за поддержание связей с Евразийским союзом и активно сотрудничает со “Справедливой Россией” Миронова.

“Пытаемся через европейские структуры смягчить санкции, которым подвергают наши страны”, — рассказывает о сотрудничестве с россиянами Заднепряный.

А вот Коммунистическую партию Беларуси сложно обвинить в том, что она не имеет сторонников. В КПБ утверждают, что согласно последним данным, которые подавались в Минюст, количество членов — около 6500. Кстати, что интересно, эта прогосударственная партия имеет довольно продвинутую веб-страницу и выпускает печатную газету “Коммунист Беларуси” тиражом 2000 экземпляров.

С трудом вериться, что в ряды КПБ могло прийти меньше людей, чем в партии, о которых никто не знает. Но, как сообщили Еврорадио в Управлении по вопросам некоммерческих организаций Минюста, цифру по количеству белорусов, входящих в политические партии, в последние годы не выводят.


Какие цифры называют оппозиционеры?

Согласно данным Независимого института социально-экономических и политических исследований, рейтинг доверия оппозиционных партий в обществе меньше 19%.

“В Объединенной гражданской партии немного больше 3600 членов, — говорит лидер ОГП Анатолий Лебедько. — Мы не радуемся этой цифре, потому что значительное количество — это просто присутствие в партии. Человек может что-то лайкнуть или прийти проголосовать за члена ОГП. К большому сожалению, это не 3600 штыков”.

В Белорусской партии левых “Справедливый мир” официально около 1300 членов. Политическая сила планирует зарегистрировать кандидатом на президентские выборы своего лидера Сергея Калякина.

В Партии БНФ утверждают, что согласно выданным партийным билетам, количество членов близко к 5000. Выдвигать своего кандидата на президентские выборы отсюда не собираются. Но БНФ планирует активно агитировать.

В Консервативно-христианской партии БНФ, которую возглавляет Зенон Позняк, количество членов оценивают в границах 3000 человек. Но озвучивать эту цифру не советуют.

“При ситуации, которую мы имеем, никакой политической деятельностью невозможно заниматься серьезно. Кто сегодня пойдет в ряды какой-то партии? Дай Бог нам выжить до исчезновения этой диктатуры”, — надеется заместитель председателя партии Сергей Попков.

Заявляется, что в партии “Социал-демократическое Общество”, которой руководит Станислав Шушкевич, около 1200 членов.

Председатель Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Ирина Вештард, рассказывает, что количество их членов — в границах 1150 человек. Но “мертвые души” постоянно исключаются, новые люди приходят.

“Мы не держимся за то, чего нет, что не работает, чего не отыскать”, — рассуждает Ирина Вештард. Свою партию она считает в хорошем смысле слова партией регионов. Представительство есть во всех областях, а центральный офис находится в Бресте.

Из всех белорусских партий особняком выделяются “Зеленые”. Их эпатажный руководитель Олег Новиков называет количество членов в границах 1250 человек. А перед выборами “Зеленые” проявили симпатии к кампании неформала-тунеядца Юрия Шульгана. По белорусским меркам — тот еще пиар!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Политика по-белорусски: В Минюсте зарегистрированы партии-фантомы?