Униатский священник о митрополите Павле: Понятия “белорусы“ для него не существует


9 августа 2016, 14:48
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел заявил, что уния не является национальной религией белорусов.

Напомним, об этом он высказался 6 августа в Могилеве во время проповеди в Свято-Преображенском соборе.

По его мнению, уния не способствовала объединению верующих, а наоборот, «была страшной попыткой навязать православным католическую веру».

На официальном портале Белорусского православной Церкви высказываний владыки Павла об униатстве нет.

Радио "Свабода" не удалось получить комментарий в аппарате Белорусской православной церкви о словах владыки Павла.

Верующие же греко-католики слова православного митрополита считают оскорбительными. По мнению многих из них, подобные высказывания недопустимы в многоконфессиональной Беларуси.

«Почему православный митрополит, который приехал в Беларусь из российской Рязани, позволяет себе указывать белорусам, что национальное, а что нет? Эти его слова только подтверждают, что по сути Белорусская православная церковь не является белорусской. Она полностью подчинена Российскому патриархату, навязывает белорусам чужое мировоззрение», - говорит греко-католичка Елена из Могилева.

Собеседница отмечает, что многие белорусские православные верующие воспримут слова митрополита Павла как истинные, так как «он их верховный иерарх». Вместе с тем, считает она, такие высказывания не должны оставаться без внимания государственных чиновников.

«Слова владыки Павла касаются вопросов белорусской государственности и фактов истории, которые ставятся под сомнение. Кроме того, в них читается попытка сделать православие, как в России, государственной религией, что нарушает белорусскую Конституцию», - заключает верующая из Могилева.

У православного митрополита Павла имперское мышление, отсюда и такие высказывания, говорит греко-католик из Шклова Александр.

«У него цель не присоединять к вере людей, а увеличивать паству и делать из православных белорусов россиян, так как белорусов для таких священников нет как народа. Такие, как владыка Павел, никогда не привыкнут к мысли, что белорусы - такой же достойный народ, как другие. Наш край они воспринимают частью "русского мира" и через религию навязывать нам имперское мышление», - говорит житель Шклова.

«Считать, что владыка Павел не знает истории, у меня оснований нет, - добавляет Александр. - Но я ему напомню, что греко-католическая церковь спасла белорусов как нацию, и только благодаря этой церкви сохранился белорусский язык».

В своей проповеди митрополит Павел сослался на документ, подписанный на встрече патриарха Кирилла с папой Римским, где уния якобы осуждается.

В частных разговор греко-католические священники заявляют, что такого документа не существует:

«Достаточно взять и прочитать декларацию, которую они подписали, чтобы убедиться, что это совсем не так. Может, владыке Павлу хотелось бы, чтобы так было, однако такого нет. Об унии речи в документе не ведется», - сказал один из священников.

Такие высказывания, по мнению собеседника, выдают, что для православного иерарха существует с одной строны Россия и с другой весь остальной мир:

«Такого понятия, как белорусы, для него вообще не существует», - заключил священник.

Историк Анатолий Сидоревич напоминает, что в Беларуси, кроме православных, живут римо-католики, греко-католики, мусульмане. При этом он замечает: государство почему-то выделяет именно православных, отсюда и смелость, с которой Павел позволяет себе высказываться.

Собеседник предлагает митрополиту почитать белорусскую историю.

«Массовый переход униатов в римо-католики начался с попытками насильно их обратить в московское православие. Пока же существовала Речь Посполитая и униатов не заставляли переходить в католичество или православие, к греко-католической церкви принадлежало до 75 процентов населения нашей страны», - напоминает Сидаревич.

"Вся проблема русского человека в том, что он, по Пушкину, «ленив и нелюбопытен»", - добавляет собеседник.

«Россиянин не вчитывается в историю Беларуси, Украины, Литвы, Польши и идет "в чужой монастырь со своим уставом", а потом обижается, что его не понимают и не любят. С владыкой Павлом следует поставить учителя гражданской истории и истории религии Беларуси. С XI века до исчезновения Речи Посполитой с политической карты Европы (на рубеже XVIII-XIX веков - прим. БП) в Беларуси не было московского православия. Белорусское же православие отличалось от московского своей культурой кардинально».

Кандидат исторических наук Игорь Пушкин говорит, что униатство стало результатом попытки объединить жителей одной страны одной религией. Он напоминает: в Беларусь христианство пришло еще не разделенным на католичество и православие. Поэтому, по мнению могилевского историка, идея объединения вероисповеданий имела глубокие корни.

"Брестскую унию приняли не все православные верующие и священники. Стоит отметить, что тогда ее распространяли в том числе и насилием. Но так же насильственно уния была отменена в 1839 году. Никакого добровольного объединения не было и тогда. Никто у народа не спрашивал его мнения. У православных решают все иерархи", - говорит Игорь Пушкин.

"С течением времени, после подписания унии, бОльшая часть населения края стала греко-католиками, - продолжает историк. - Языком проповедей в церквях был не польский или латинский, как у римо-католиков, а белорусский язык. Благодаря униатству белорусский язык и сохранился. Поэтому роль и значение униатства для белорусского народа очень велики".

Напомним, что в минувшие выходные митрополит Павел посетил Могилев, чтобы принять участие в торжествах, посвященных православному священнику и просветителю XVII века Георгию Конисскому.

Его именем православные верующие хотят назвать одну из центральных площадей города. Инициатива верующих породила жаркую дискуссию о личности Конисского, выступавшего за присоединение белорусских земель к России.

По словам владыки Павла, Георгий Конисский обратил в православие сотни тысяч белорусов.

Игорь Пушкин сомневается в правоте выражения православного иерарха. На востоке Беларуси, говорит он, было немало землевладельцев, после того, как белорусские земли оказались под Россией, в которой государственной религией было православие, приняли новую власть, а с ней поменяли и вероисповедание.

Но при этом историк напоминает, что у народа никто не спрашивал, какой они будут держаться веры, ибо действовал принцип: «какой пан, такова и вера». «Никто по этому вопросу не голосовал, особенно тогда, когда в России было крепостничество».

«После раздела Речи Посполитой на востоке Беларуси земли, на которых жили униаты, передавались в собственность российским землевладельцам. Особенно те земли, владельцы которых не приняли власть Екатерины II. Крестьяне этих земель однозначно становились православными, так как помещики были православными», - резюмирует Игорь Пушкин.


Справка.

В Беларуси около 10 тысяч греко-католиков, действуют 18 греко-католических приходов. Первые общины были зарегистрированы в 1990 году. Средой, вокруг которой возрождалось греко-католичество, стал журнал «Уния». Презентация первого номера состоялась 6 августа 1990 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Униатский священник о митрополите Павле: Понятия “белорусы“ для него не существует