Факт против фейка: как победить в информационной войне
Фото: Slon.ru
На российском телеканале появился сюжет о том, что все деревья на Майдане, в которых были пулевые отверстия, срубили. Соответствующие иллюстрации прилагались. «Уничтоженные улики», согласно репортажу, указывали на то, что протестующих убили сами протестующие.
— Мы пошли на площадь Независимости и увидели, что все деревья на месте. А те, которые показали по российскому телеканалу, находятся в сотне метров от участка, о котором шла речь. Это примитивная ложь, которую легко разоблачить. Новость с правдивыми фото была опубликована у нас на сайте, — демонстрирует новостную ленту Руслан Дейниченко, соучредитель украинского сайта для проверки фактов StopFake.org.
Этот краудсорсинговый проект был создан в марте 2014 года преподавателями, студентами и выпускниками Могилянской школы журналистики в Киеве. Идея возникла после оккупации Крыма в ответ на пропагандистскую кампанию в российских СМИ.
Люди, объединенные в команду единомышленников, смотрели телевизор, слушали радио, читали газеты, и если какая-то информация казалась им подозрительной, тут же проводили фактчекинг.
Поначалу это был волонтерский проект. Лишь со временем появились партнеры.В прошлом году StopFake получил финансовую поддержку от Национального фонда за демократию и других организаций. Проект также во многом зависит от денег, поступающих от его аудитории.
Сегодня StopFake — это чуть более 20 человек, которые выделяют из обилия информационного шума фейковые новости.
— Но этого недостаточно, чтобы охватить все медиа пространство, — признается соучредитель проекта Евгений Федченко. — Иногда нам помогают добровольцы, которые подкидывают повод для проверки. Все идеи мы обсуждаем в группе Facebook.
На сайте, имеющем десять языковых версий (английская, русская, немецкая,голландская, испанская, французская, румынская и т.д.), уже опубликовано более тысячи статей о распространении в СМИ неправдивой информации об Украине.
StopFake.org занимает восьмое место в рейтинге украинских сайтов.
— Мы поняли, как действует пропаганда, и решили поступать аналогично. Если в продвижении фейковой информации используется телевидение, то мы начинаем делать ролики и теледайджесты. Если соцсети выбрали для того, чтобы наводнять медиапространство фейками, то мы идем туда, чтобы распространять опровержения, — таков, по словам Евгения Федченко, принцип работы StopFake.
Проверка на фейковость
Можно ли отследить манипуляции в Википедии, как искать информацию в Facebook, где найти исторические спутниковые снимки, как получить независимый результат онлайн-поиска — инструменты, которые используются для проверки попавших под подозрение новостей, создатели StopFake не прячут. Напротив, раздел «Инструменты» периодически пополняется новыми рекомендациями.
— Мы объясняем, откуда берется пропаганда, как она работает, в чем ее системность, — говорит Евгений Федченко. — Фейки как часть пропаганды и пропаганда как часть информационной войны не оперируют фактами.
В целом StopFake — это журналистский проект, поэтому работать приходится с основными инструментами журналистики. Главный из них — проверка с помощью телефонных звонков: когда нужно, к примеру, связаться с кем-то, кого цитируют в новостях.
Иногда на сбор информации, необходимой для разоблачения фейка, уходит немало времени.
— Чтобы опровергнуть лживую информацию и найти доказательства, можно потратить недели, — признается Руслан Дейниченко.
А при проверке не всегда оказывается, что подозрительная новость — фейк. Но работа есть всегда. Пока команде StopFakeне приходилось сидеть и думать — чтобы такое поставить на сайт.
«Танки всегда можно посчитать, а с фейками баланса нет»
StopFake проводит исследования, консультирует организации, которые занимаются схожей проблемой. И, как считает Евгений Федченко, опыт проекта «даже более продвинутый, чем, к примеру, у правительственных организаций, которые начинают понимать, что информация — гораздо более сложная проблема, чем танки».
— Танки всегда можно посчитать — военный баланс известен. А с фейками никакого баланса нет, — подчеркивает Евгений Федченко.
Пропаганда, по его словам, работает с эмоциями. На это делается ставка в многочасовых ток-шоу.
— Главное, чтобы люди кричали, перебивали друг друга, подогревали эмоции, — разоблачает фокусы пропагандистской кухни Евгений Федченко. — Ведь нормального человека не заинтересует программа, в которой два академика будут три часа обсуждать, выгодно ли вести войну против Украины.
«В информационной войне мы, к сожалению, проигрываем»
В Беларуси бороться с фейками пока не начали, считает Тамара Мацкевич, заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» — организации, которая немало внимания уделяет вопросам медиаграмотности,знакомя учителей с европейским опытом медиаобразования и обучая их умению декодировать медиасообщения.
— Официальные СМИ в развитии медиаграмотности не заинтересованы. В их штате больше пропагандистов, чем журналистов, которые сами используют весь арсенал манипуляций и дезинформации. Хотя в последнее время, может в связи с агрессивной российской пропагандой, лед тронулся, — отмечает Тамара Мацкевич. — Независимые медиа, к сожалению, имеют ограниченные возможности донести идеи до массового зрителя и читателя.
Эксперт считает, что перспектива иметь медиаграмотное население в Беларуси больше связана со сферой образования, чем со СМИ.
— Если медиаинформационные компетенции начнут формировать в школе, университете, на курсах повышения квалификации, все общественные организации включат в свои программы медиаобразовательный компонент, мы будем иметь шанс выстоять в информационной войне, которая сейчас ведется у нас, и в которой мы, к сожалению, проигрываем, — говорит Тамара Мацкевич.
Если говорить об уровне медийной грамотности белорусов, то, по мнению Тамары Мацкевич, он «ниже, чем у украинцев, но намного выше, чем у россиян».
Пропаганда 2.0: белорусам нужно открыть глаза
Чего же не хватает белорусам, чтобы критически оценивать информацию?
Во-первых, этому мешает нежелание расстаться с собственными иллюзиями и стереотипами.
— Многим уютно жить в виртуальном мире мыльных опер или в черно-белом мире белорусских официальных СМИ. Там все понятно: вот — враги, вот — наши. Думать не надо, — говорит Тамара Мацкевич. — Но этот мир рано или поздно рушится, когда человек сталкивается с реальностью. Столкновения эти, как правило, очень жесткие. И тогда появляется желание разобраться.
Во-вторых, по словам эксперта, важную роль играют знания. Если есть желание, их можно получить из разных источников и выстроить информационные фильтры, самыми надежными из которых являются критическое мышление и ценностная иерархия.
Тамара Мацкевич убеждена, что критическое мышление у белорусов в большом дефиците из-за устаревшей системы образования, которая «дает готовые знания, а не учит добывать их самостоятельно, оценивать источники, не учит мыслить».
— Сейчас медиа используют более хитрые и завуалированные методы пропаганды и рекламы, про которые человек не догадывается, — считает эксперт.
Это пропаганда версии 2.0, как назвал ее украинский эксперт в области телекоммуникации профессор Георгий Почепцов. Она спрятана внутри литературы и искусства, кино, телесериалов и новостей. Действует на уровне подсознания, использует эстетические механизмы воздействия и опирается на все достижения нейробиологии. Только собственная система ценностей может быть щитом против пропаганды 2.0.
Тамара Мацкевич приводит простой пример: мало кто знает, что все сериалы — это медиа-конструкты, которые создаются с целью влияния на социальное поведение людей. Цель сериала — заставить вас думать так, как хочет его создатель.
— Вдобавок белорусам российская масс-культура транслирует свои «культурные коды». И именно ценностные фильтры — национальное сознание, идентификация себя как белоруса и представителя евро-атлантической цивилизации, свой язык, своя национальная культура дают нам шанс «не дать себя перекодировать», — говорит эксперт. — Без ценностного фильтра нам легко навязать образ «старшего брата», «условного противника», заставить ненавидеть соседа или записаться в «ополченцы» за интересы чужого государства.
На пути к медиаграмотности белорусам, по словам Тамары Мацкевич, нужно раскрывать глаза на способы манипуляций, которыми пользуются СМИ, можно тренироваться на рекламных роликах, сериалах.
Для выявления скрытых смыслов достаточно ответить на несколько вопросов: «Это факт или мнение? Кто заказчик? Какой реакции от меня хотел автор? Какими способами он на меня пытается воздействовать? Как я могу противостоять этому?».
— Медиаграмотный человек тот, кто задает эти вопросы постоянно, а не периодически, — объясняет разницу Тамара Мацкевич. — В дополнение к этому сам ответственно и этично пользуется интерактивными возможностями информационного общества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники