Татка з Масквы падарункi прывёз

Янка Грыль, БелГазета
13 апреля 2017, 07:08
Фото: рисунок Василия Почицкого
Ну, во-первых, не из Москвы, а из Петербурга. Во-вторых, информационно встреча двух президентов попала в тень теракта в питерском метро, и в публичных заявлениях, кроме соболезнований, очень уместно прозвучало слово «безопасность». В-третьих, встреча лидеров давно должна была состояться - слишком много проблем накопилось. Понятно, президенты обсудили лишь общие контуры договоренностей. Дьявол, как известно, кроется в деталях. Однако и общая конфигурация компромиссов Минска и Москвы чрезвычайно показательна.

О том, что способность достичь согласия с ключевыми партнерами Беларуси, т.е. с Кремлем, - своего рода подтверждение легитимности и дееспособности белорусской власти, написаны гигабайты знаков. По законам жанра, бессменный белорусский бацька должен привезти из Москвы некие вкусняшки деткам-тунеядцам. В той бесхитростной оптике, которой пользуются отечественные политологи, любой визит президента РБ в гости к российскому коллеге - «блiскучая перамога», отказ от визита или его перенос - демарш, резкий политический жест, попытка торга, а то и шантажа.

Переговоры Александра Лукашенко и Владимира Путина 3 апреля длились более 5 часов, причем сперва президенты беседовали тет-а-тет, затем - в расширенном формате. По итогам было заявлено, что стороны «урегулировали все спорные вопросы в двусторонних отношениях».

Это тоже укладывается в законы жанра: президенты поговорили, президенты решили все проблемы (их никто, кроме президентов, не может решить), подробности решений затем сообщаются дозировано и нередко входят в противоречие с общими очертаниями договоренностей.

Поблагодарим Александра Григорьевича и Владимира Владимировича за продуктивную работу. Трудно не заметить, что вся интеграция Беларуси и России держится на таких многочасовых встречах, каждая из которых завершается полным решением всех проблем, которые, тем не менее, спустя некоторое время возникают снова. Еще труднее не заметить, что интервал между встречами год от года нарастает.


За нас, за вас, за нефть, за газ

Мало кто из наблюдателей не сетовал на то, что интеграционная проблематика в последние годы скукожилась до нефти и газа. Это, конечно, обоюдная заслуга сторон, однако нынешний конфликт все-таки инициировал Минск, в начале 2016г. сам себе назначивший новую цену на газ. Не потому ли Лукашенко как чуткий политик старательно подчеркивал, что «не нефтегазовыми вопросами мы начали обсуждение»?

Минск хотел ревизии договорных обязательств и цен - и формально не добился этого. Москва требовала соблюдения буквы контракта - и формально добилась этого. Однако Минску теперь нужно отдавать Москве порядка $726 млн. газовой недоимки и примерно столько же по долгам. Фактически же удалось уполовинить эту сумму: по словам первого вице-премьера Василия Матюшевского, РФ рефинансирует долговые обязательства РБ в размере $750-800 млн. Все остаются при своем и сохраняют лицо - газовая недоимка де-факто признана долгом, но Москва рефинансирует не ее, а сопоставимые по объему былые задолженности. Размеры скидки на газ для РБ, которую она получит с 2018г., обещал озвучить вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Если так, к чему было огород городить и идти на обострение конфликта с «Газпромом» в 2016г.? Эксперты околоэнергетических think tanks еще тогда предрекали, что Москва может предоставить эту самую скидку, пусть и не в запрашиваемом Минском размере, просто не стоит в одностороннем порядке пересматривать контракт. Те же эксперты на протяжении всего конфликта, пока кипели страсти и ломались перья, уверенно утверждали: выход из конфликтной ситуации позволит спорщикам сохранить лицо и будет оформлен как компромисс.

Возобновление поставок нефти в РБ, судя по всему, является приводным ремнем к исполнению договоренностей по газу. Напомним: в 2016г. россияне урезали поставки в ответ на накопление газовой недоимки. Цены на нефть и газ росли, недоимка тоже росла, но ущерб от урезания поставок нефти сводил к нулю выигрыш от одностороннего пересмотра газовых цен.

Сейчас, по словам первого вице-премьера РБ Владимира Семашко, поставки нефти должны вновь достичь предусмотренных ранее объемов (24 млн.т) и держаться на этом уровне до 2024г. Официальный спикер «Транснефти» Игорь Демин подтвердил техническую готовность к возобновлению поставок, а глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что Москва не будет требовать от Минска сбыта 1 млн.т нефтепродуктов с отечественных НПЗ в РФ, как это было раньше. То есть Россия продолжит дотировать Беларусь нефтью и даже сделает условия этого дотирования более мягкими и выгодными.

Однако запускается весь этот чудо-механизм только после погашения газового долга. Конструкция договоренностей, насколько можно судить, такова, что щедрость Москвы призвана стимулировать договороспособность Минска. Это как в сказке: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе. Чуть что поставки нефти можно вновь урезать, скидки заработают в 2018-19гг., а рефинансированные долги все равно придется возвращать.


Порядочность. Позитив, Безопасность

Лукашенко поблагодарил Путина за то, что тот сумел «в таком позитивном, порядочном ключе провести переговоры». Ранее эпитет «порядочный» президент РБ чаще всего употреблял по отношению к западным партнерам, особенно к США.

Тут Александра Григорьевича можно понять, как и в случае с настойчиво подчеркиваемой темой безопасности: «Мы хотели бы просто сохранить стабильность России и Беларуси, уж слишком мало осталось тихих, спокойных точек на планете. И мы договорились о совместных действиях по сохранению нашей безопасности».

Очевидно, что под эту тему можно подверстать массу событий последних недель: разгон протестных акций в Минске и Москве 25-26 марта, серию терактов в России, завершившиеся 6 апреля совместные учения ВДВ РФ и ССО РБ и т.д. Не будем забывать и про раскрытый белорусским президентом в последней декаде марта заговор по организации массовых беспорядков - с джипами, украинцами, арматурой, «Белым легионом», лагерями боевиков, зарубежным финансированием и прочими неизменными атрибутами жанра.

6 апреля Лукашенко осветил эту часть двусторонней повестки в интервью телеканалу «Мир». По его словам, он получил от группы конгрессменов США, включающей республиканца Джона Маккейна, письмо про то, «что мы тут кого-то задержали и т.д., и т.п.». Заокеанские ястребы, как всегда, нарвались на достойную отповедь главы государства: «Пускай они посмотрят на демократию в западных странах - совсем недавно и бомбили, и травили, и слезоточивый газ, и водометы, и дубины… По крайней мере, мы никого слезоточивым газом не травили». В общем, все это правда, особенно насчет газа (слезоточивого, а не природного).

Маккейна и прочих авторов коллективного письма, по словам Лукашенко, взволновали также предстоящие белорусско-российские учения «Запад-2017»: «Для них это какая-то опасность. А для нас не опасность, что сегодня НАТО активизировалось у наших границ?». Публичная полемика с американскими империалистами в эфире российских телеканалов - тот жанр, в котором Лукашенко нет равных. Тема безопасности тоже оказалась полностью раскрыта, спасибо Маккейну. Для полноты эффекта не хватало только какого-нибудь прозрачного намека на возможное размещение российской авиабазы - использование этого нехитрого приема уже 5 лет сулит гарантированный успех на внутриполитическом рынке РБ и в ЕС.

Очень емкое и взвешенное заявление после саммита двух президентов сделал глава МИД РБ Владимир Макей: «Может показаться со стороны, когда возникают какие-то конкретные проблемные вопросы, связанные с нашим торгово-экономическим сотрудничеством, что такие проблемы могут перекинуться и на сотрудничество во внешнеполитической сфере, в сфере безопасности. Таких опасностей нет и не будет». По сути, это тоже про безопасность.


До следующего?

Здорово, что президенты нашли время порешать спорные вопросы двусторонней повестки дня. Хочется верить, что не за горами Высший Госсовет Союзного государства, где можно сверить часы и детализировать договоренности.

Медийная аранжировка преодоления разногласий тоже впечатляет. Белорусы, как обычно, плачутся, что все непонятки братских народов проистекают от СМИ и политологов-вредителей, список которых стремительно разрастается. Россияне, учитывая неготовность минских партнеров к полемике с носителями иных взглядов, заблаговременно насыщают телестудии ток-шоу идейно близкими гостям экспертами, через слово поминающими кумач, усы и шинели.

Между тем нельзя исключить, что при резком изменении внешней конъюнктуры (цены на энергоносители, санкции, напряженность в ЕАЭС и СНГ и т.п.) ударно реанимированное братство снова даст трещину. Россия уже задается вопросом о том, ради чего она помогает Беларуси и что намерена требовать взамен, но пока не может на него ответить. Беларусь же пока не в состоянии предложить что-либо новое, что могло бы мотивировать и подкрепить ее статус привилегированного партнера и союзника.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Татка з Масквы падарункi прывёз