Российский политолог: “Путин хочет, чтобы Лукашенко был Кадыровым Беларуси“

Виталь Цыганков, Свабода
25 августа 2018, 17:58
Фото: ТАСС
Российский политтехнолог и публицист Станислав Белковский объяснил Радио «Свабода», почему Кремль назначает новым послом в Беларуси Михаила Бабича.


Россия не собирается оккупировать Беларусь или отрубать часть ее территории

- Белорусское аналитическое сообщество рьяно обсуждает назначение Михаила Бабича послом России в Беларуси. Почему так получилось, что «посол в Беларуси - больше чем посол»? Связано ли это с его специфической биографией? Ведь никогда фамилия посла не вызвала такой упорной околополитической дискуссии.

- Я хочу напомнить, что Михаил Бабич рассматривался в качестве основного кандидата на пост посла России в Украине в прошлом году. Но Киев не дал агреман, и Бабич не поехал в Украину. Но в любом случае он воспринимается Владимиром Путиным как специальный представитель, как человек, который будет вести с руководителем той страны, где он посол, некие деликатные переговоры. По широкому кругу вопросов, включая бизнес-вопросы. А главные вопросы для Путина так или иначе завязаны на бизнесе и денежных потоках.

Понятно, что бывший губернатор одного из российских регионов Суриков, который был послом до сих пор, такой функции не мог выполнять, так как он никоим образом не был близок к российскому президенту.

- Но в случае с Бабичем близость к Путину - это миф или реальность?

- Безусловно, Бабич не входит в круг близких друзей Владимира Путина. Но он функционер, который понимает, что нужно Путину в текущем политическом контексте. Собственно, именно по этой причине Путин хотел его назначить послом в Украине. Ведь Бабич мог открытым текстом обсуждать с президентом Украины Порошенко некоторые бизнес-вопросы. Такие же вопросы он будет обсуждать с Александром Григорьевичем Лукашенко.

- Вы настаиваете на том, что главными будут бизнес-интересы. Но в Беларуси людей больше тревожит именно ...

- Силовое прошлое Бабича?

- Да, его силовое прошлое, работа в Чечне и так далее.

- Я был и остаюсь сторонником мнения, что Россия не собирается оккупировать Беларусь или отрубать часть ее территории. В этом смысле Бабич ничем не опасен. Сама Чечня была во многом бизнес-вопросом. Сценарий чеченского урегулирования такой: отдать в управление определенную территорию определенному клану (с бандитскими элементами, с элементами криминальной группировки, что представляет собой клан Кадырова) в обмен на формальную лояльность России.

И Путин пытается эту логику транслировать в том чи и независимым государствам на постсоветском пространстве. Он хотел бы, чтобы Порошенко был Рамзаном Кадыровым Украины. Лукашенко - Рамзаном Кадыровым Беларуси.

Ясно, что в случае с Лукашенко это невозможно. В случае с Порошенко это невозможно частично, так как де-факто, несмотря на всю агрессивную риторику, Петр Порошенко является таким «Кадыровым-лайт» и пользуется поддержкой России, кто бы что ни говорил. Я опасаюсь, что намеренно будет налажено силовое обострение на Донбассе, чтобы удержать Порошенко во власти.


У Путина кто не враг - тот предатель, а кто не предатель - тот враг. Беларуси лучше быть врагом

- Вы правильно сказали, что Лукашенко такая роль вряд ли понравится. Но до какой степени Кремль будет настаивать на этой концепции?

- Концепция самоопределения России на постсоветском пространстве уже понятна. Она сформулирована в известной программной статье помощника президента России Владислава Суркова, опубликованной этой весной. Это концепция, что Россия - страна одиночества.

У нас нет союзников. Беларусь - это уже не союзник. Мы окружены либо врагами, либо предателями. По дихотомии Владимира Путина, у которого кто не враг - тот предатель, а кто не предатель - тот враг. Поэтому Путин и не претендует на контроль над Беларусью. Он претендует только на то, что Беларусь выполняет определенные обязанности в экономической сфере. И кроме того - не вступает в НАТО, не двигается в направлении Евросоюза, не выгонят российские объекты и так далее.

- А что для белорусов лучше в этой концепции - быть врагами или предателями?

- Только врагами. Ведь Путин жестко наказывает предателей. А врагов не наказывает никогда, потому что уважает их позицию. Просто не надо брать на себя тех обязательств перед Путиным, которые ты точно не можешь выполнить.

- Последние месяцы Лукашенко все чаще применяет такие выражения: наши союзники (имея в виду Россию) ведут себя «по-варварски», относятся к нам как к «вассалам». Годами проходила схема «нефть в обмен на поцелуи». А теперь говорят о вассальных отношениях. Кто выступил инициатором отмены этой концепции?

- На мой взгляд, ничего не изменилось. Эта концепция существует все годы пребывания Лукашенко у власти. Просто изменилось восприятие этой концепции. Александр Лукашенко понимает, что отношения между Россией и Западом фатально ухудшаются, и вариантов улучшения нет. Поэтому Лукашенко, как всегда, пытается сыграть на этих противоречиях, показать Западу, что он готов быть частично и вассалом Запада, если Запад даст ему определенные преференции, которых не может дать путинская Россия.

- А Запад разве пойдет на это, заглотнет эту приманку?

- Частично пойдет. Естественно, Запад никогда не признает режим Лукашенко политическим примером для Беларуси. Все равно будет критика Лукашенко, определенная изоляция в связи с отсутствием демократии. Но - Александр Григорьевич прекрасно понимает, что именно в нынешней ситуации надо максимально разыгрывать карту ненависти Запада к путинской России. Ведь это благоприятный момент, чтобы даже одиозный режим заработал себе пункты. Если он будет критически относиться к путинской России.


Путин убежден, что может сделать с российским народом все, что посчитает нужным

- Раньше в нашем разговоре вы уже сказали, что убеждены в том, что Россия не собирается оккупировать Беларусь. В Беларуси как раз многие имеют противоположное мнение...

- Да, я помню. Я полтора года назад выступал в Минске по приглашению Светланы Алексиевич. И когда я сказал, что российские войска после учений «Запад-2017» вернутся обратно в Россию - я был чуть ли не освистан. Настолько аудитория была готова к обратному ответу. Но российские войска не остались, а вернулись в казармы в Россию.

- Сейчас рейтинг Путина падает в связи с пенсионной реформой. И некоторые наблюдатели считают, что чтобы его поднять, опять нужна будет маленькая победоносная война. А какой вариант, кроме Беларуси?

- Понимаете, повышение пенсионного возраста - не такой критический момент для Путина. Он убежден, что может сделать с российским народом все, что сочтет нужным. Он во власти 20 лет. За эти 20 лет он, человек, никак не приспособленный к власти, который был назначен Борисом Ельциным и никогда не выигрывал никаких демократических выборов, - убедил народ во всем, в чем хотел. Он считает, что так и будет впредь. Поэтому ему не нужно ничего компенсировать такими драматическими методами.

Оккупировать Беларусь он не будет. Эксцесс 2014 году с Крымом и с войной на Донбассе связан, во-первых, с ненавистью Путина к Украине как таковой, во-вторых, с тем, что он был страшно обижен на Запад, который фактически бойкотировал сочинскую Олимпиаду. Такой драматической ситуации сейчас нет, и ни на какое прямое столкновение с Беларусью Путин не пойдет.

- В Беларуси идут процессы, которые получили условные названия «нормализация» отношений с Западом и «мягкая белоруссизация». Они вызывают какое-то конкретное неудовольствие у Кремля? В последние недели некоторые влиятельные российские телеграмм-каналы едва ли не ежедневно пугают своих подписчиков, что в Беларуси побеждают националисты ...

- Нет, нет, ничего нового не происходит, так как такую ​​политику Александр Григорьевич ведет всю жизнь. Последние 20 лет Лукашенко именно так и действует, постоянно играет на каких-то противоречиях между Россией и Западом, чтобы обрести что-то для своего режима у одной из сторон. Россия давно к этому адаптировалась, все всё понимают, и никаких новых подходов к Беларуси в этом смысле нет.

В Кремле понимают, что после аннексии Крыма все пограничные страны намерены максимально дистанцироваться от России. Казахстан переходит на латиницу, и так далее. Для Кремля это вполне понятная ситуация. Я не хочу сказать. что она Кремлю приятная - но ничего неожиданного в этом нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Российский политолог: “Путин хочет, чтобы Лукашенко был Кадыровым Беларуси“