На вертолете из-под плинтуса

Янка Грыль, БелГазета
3 июня 2020, 09:27
Фото: рисунок Василия Почицкого
Недолго кандидат в кандидаты, первым собравший 200 тыс. подписей за собственное выдвижение, держал драматическую паузу. На минувшей неделе глава государства расставил важные акценты в программе, с которой идет на шестой срок: людей - беречь, трудовые коллективы - хранить, деньги - не разбрасывать (особенно с вертолетов), правительство - поменять, выборы - провести.

Похоже, фаворит предвыборной гонки начал подозревать, что она разворачивается не совсем так, как планировалось. Нужно добавить перцу, интриги, жару. Самый простой способ - поменять кабинет: «Мы всегда после регистрации кандидатом в президенты действующего президента объявляли новый состав правительства... Это был принципиальный вопрос, чтобы люди видели, с кем мы будем работать. А не то, что выборы прошли, за тебя проголосовали, а там родственников, любимых и прочих понапихал в это правительство... До выборов будет сформирован практически окончательный состав правительства».

29 мая на МТЗ президент продолжил интригу с кандидатурой нового премьера: «В ближайшее время вы увидите: я назначу и.о. в этом правительстве, и после выборов, если он будет хорошо работать, мы его утвердим».

Даже не будем гадать, кто тот сказочный счастливчик, которому предстоит возглавить Совмин после Сергея Румаса. Лучше вспомним, как в середине августа 2018г. во время поездки в Оршу Александр Лукашенко убедился, что его поручения не выполняются, обнаружил в городе сломанную крышу, мертвых грызунов, использованные презервативы и много иных любопытных артефактов. В итоге в отставку отправилось правительство Андрея Кобякова, замененное кабинетом Румаса.

Минуло чуть меньше двух лет. В августе 2018г. мы получили обаятельного, без двух минут либерального Румаса, с рейтингом и симпатиями публики. Премьера, которого, по образному выражению провластных политологов, в лучшем случае «не подсвечивали», в худшем - выставляли мямлей и неумехой, впаривали Москве как «пророссийского», вынуждали дезавуировать сказанное и т.п. - вплоть до компрометации клоунским сбором подписей в соцсетях под петицией с призывом выдвинуться в президенты... Добилось ли успеха правительство Румаса в чем-либо? На что оказались растрачены личное обаяние и общественный авторитет Сергея Николаевича? Ответьте на эти вопросы сами.

При этом управляемость госаппарата сравнительно с позднекобяковскими временами, мягко говоря, не увеличилась. Симптоматично, что антикризисные указы последних месяцев адресованы региональным элитам и призваны задобрить прежде всего их. Аккуратно дистанцирующемуся от центральной власти и с прищуром приглядывающемуся к Виктору Бабарико и Валерию Цепкало чиновничеству на этих выборах нужен слабый президент, не мешающий монетизировать административный ресурс на местах.

На этом фоне вслед как бы отправляемому в отставку правительству как бы младореформатора Румаса звучат слова утешения: «По большому счету, я не имею претензий ни к одному из этих людей... Никто из членов правительства не должен ни обижаться, ни напрягаться. Я уверен, что подавляющее большинство ныне действующих членов правительства останутся на своих должностях. Сейчас надо просто экзамен сдавать. Если все сдадут - ради бога». Ни пуха ни пера, экзаменуемые!

Почти одновременно с анонсом отставки Совмина предвыборную гонку покинул Олег Гайдукевич. Вероятно, это явление того же порядка: в ситуации, когда будущие президенты выскакивают из-под всех плинтусов, молодой горластый политик-лоялист будет просто отщипывать голоса у фаворита.


ОГОНЬ ПО ПЛИНТУСАМ


Насчет плинтусов - это не метафора, а художественный образ Александра Григорьевича: «Дело в том, что нам не надо плохо организовывать выборы. Люди нас видят постоянно. Мы не выскочили из-под плинтуса неожиданно, как многие. Где-то были - бах, сейчас повылазили все и обещают с вертолета по Беларуси разбрасывать деньги». Стоп, стоп, стоп! Плинтус у нас всего один, и понятно, чей он. Потому непонятно, кого здесь клеймит Александр Григорьевич.

Беларусь - социально ориентированное государство для народа, где, если «по-чесноку», всех назначает президент. Скажем, Цепкало он в 1994г. назначил первым замминистра иностранных дел, в 1997г. - послом в США и Мексике, в 2005г. - полпредом в парламенте и директором ПВТ. И Бабарико, выпускника Академии управления при президенте, этот самый президент фактически назначил в июле 2000г. председателем правления «Белгазпромбанка». И титульную оппозицию президент, в общем-то, назначил оппозицией себе любимому, чтобы элегантнее переизбираться. А когда та не справилась, назначил полутитульную - гаварыць праўду, во имя признания итогов выборов. Да что там, в телеграм-каналах даже про блогера-бунтаря Сергея Тихановского, супруга кандидата в кандидаты Светланы Тихановской, пишут, что его тоже президент назначил (хотя мы не верим, конечно) белорусским Николом Пашиняном, лидером мирного протеста.

Никто из-под плинтуса не вылез, напрасно Александр Григорьевич негодует. Сегодняшняя белорусская политическая система создана им и, конечно же, несет на себе отпечаток его личного обаяния. В нынешней избирательной кампании глава государства соревнуется исключительно с продуктами своего многолетнего правления.


КУДА ПОДОГНАТЬ ВЕРТОЛЕТ?



Президента РБ расстроили его коллеги из развитых стран, раздающие своим гражданам разовые денежные выплаты для активации спроса. Фото t.me/pul_1

Ладно, с плинтусом разобрались. А вертолет откуда? Между тем, метафора с вертолетом так понравилась Лукашенко, что первый раз он использовал ее 25 мая, в комплекте с плинтусом, а 29 мая на МТЗ прибег к ней вторично: «Нам не надо торопиться, с вертолета деньги разбрасывать. Есть рабочие места». Это хорошо, что есть вакансии. Осталось только их заполнить. На вакансию президента у нас 14+1 соискатель. А сколько на вакансию в литейном цеху МТЗ?

Что касается вертолетных денег, то здесь все просто: президента РБ расстроили его коллеги из развитых стран, раздающие своим гражданам разовые денежные выплаты для активации спроса. О вертолетных деньгах Лукашенко наверняка услышал в апрельском заявлении главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной: «Никто в мире еще не применяет эти меры (применяют, всё в порядке. - Ред.) - все обсуждают, но никто не применяет эти меры «вертолетных денег», когда центральные банки печатают деньги и раздают их всем». Справедливости ради: в дальнейшем адресную социальную помощь вполне вертолетного масштаба одобрила сама же Набиуллина. Хотя, конечно, для постсоветского крепкого хозяйственника сама мысль о том, что народец, с которого надлежит драть семь шкур, может что-то получить просто так, да еще с начальственного VIP-вертолета, убийственна.

Вертолетные деньги - это не про нас. Это про то, что в экономиках развитых стран рано или поздно падает эффективность другого инструмента стимуляции спроса - количественного смягчения (quantitative easing, QE). При QE центробанки накачивают экономику деньгами через покупку активов у коммерческих банков, чтобы те активнее кредитовали население. По мере износа QE в ходе финансового кризиса 2008г. и последовавшей за ним Великой рецессии выяснилось: все больше денежки так и остается в банках, лежит там мертвым грузом, даже не намереваясь посетить реальный сектор и чего-нибудь простимулировать. Потому что у заемщиков падают как доходы, так и готовность брать кредиты.

Коль скоро традиционные стимулы перестали работать, к 2018-19гг. в США сформировалась готовность прибегнуть к нетрадиционным стимулам, включая пресловутый «вертолет». В минувшем году много шума наделал доклад о долгосрочных тенденциях 2020-30гг. директора по управлению инвестициями швейцарского банка Julius Baer Ива Бонзона, где тот пропагандировал не только вертолетные деньги, но и отрицательное налогообложение, а также прочую экзотику. Так вот, рецессия на фоне нулевых, а то и отрицательных ставок ускорила обращение США и многих стран Европы к вертолетным деньгам.

Схему с вертолетом придумал классик монетаризма, лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман, а сделал общеупотребительной экс-глава ФРС США Бен Бернанке. Фридман ничего разбрасывать не собирался, просто иллюстрировал ограниченность потенциала денежной эмиссии. За образец его модель взяли, когда развитые экономики очутились в ловушке ликвидности: ставки нулевые, а рецессия никак не проходит.

Справка «БелГазеты». Модель вертолетных денег (helicopter money) Фридман описал в книге «Оптимальное количество денег» (1969): «Предположим, что в один прекрасный день над этой общиной пролетит вертолет и сбросит $1000, которые, конечно же, спешно соберут члены этой общины. Предположим также, что все убеждены в том, что это уникальное событие, которое никогда не повторится». Сторонники вертолетных денег как инструмента считают, что прямые трансферы домохозяйствам стимулируют экономическую активность: убедившись в увеличении количества денег в обращении, люди охотнее тратят.


Таким образом, и у Фридмана это умозрительный эксперимент, и среди участников белорусской предвыборной гонки никто никаких вертолетных денег не предлагал. У нас центральный банк борется с инфляцией, а у них - не первое десятилетие стремится уйти от дефляции. У нас 20 мая Нацбанк снизил ставку рефинансирования до исторического минимума - 8% годовых, у них ставка ФРС - 0-0,25%, при этом еще с 2019г. обсуждаются отрицательные ставки, уже опробованные в ЕС.

И все равно 29 мая на МТЗ Лукашенко победоносно посмеялся над незадачливыми заокеанскими сторонниками вертолетных денег, посрамленными белорусским экономическим чудом: «На богатом Западе уже дикая безработица, люди кастрюлями барабанят. Слава богу, что мы этого избежали, не закрылись».

А как вы представляете себе вертолетные деньги по-белорусски? Вообразите: завис над глухой деревушкой на Полесье президентский геликоптер, с него на прохудившиеся крыши хозпостроек и навеки закрытое сельпо летят какие-то бумажки... Купюры? Вакансии МТЗ? Избирательные бюллетени? Странички из собрания сочинений Милтона Фридмана, до дыр зачитанного крепкими хозяйственниками? И что, кто-то метнется подбирать? Нет, конечно. Потому что никто уже не поверит, что белорусское государство способно давать, а не только забирать, начислив задним числом сверху пеню и штраф.


ВЕРТОЛЕТ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА


Пока наши американские поставщики альтернативной нефти кувыркаются на вертолетах, разбрасывая деньги как попало, белорусский народ уверенно и поступательно катит в светлое будущее на ручной дрезине стабильности и оптимизма. 28 мая президент подписал сразу два указа о социальной поддержке населения, направленных, как уверяет его пресс-служба, на «повышение социальной защищенности работников в условиях преодоления в мировой и национальной экономиках последствий реализуемых противоэпидемических мер» и «обеспечение устойчивого функционирования бюджетных организаций».

Справка «БелГазеты». Согласно указу №178 «О временных мерах господдержки нанимателей и отдельных категорий граждан», предусматривается возможность получения нанимателем субсидий для доплаты до минимальной зарплаты своим работникам в случае их вынужденной неполной занятости или объявления простоя в период с 1 мая по 31 июля, а также уплаты взносов в ФСЗН. Продлен до 31 августа период предоставления адресной господдержки в виде ежемесячного социального пособия гражданам, у которых в мае-июле истекает срок действия такого пособия.Согласно указу №179 «Об оплате труда», гарантируется поддержание зарплаты работников бюджетных организаций на уровне не ниже размера минимальной зарплаты и осуществление им соответствующих доплат в случае вынужденной неполной занятости или объявления простоя.


В первом случае раздавать субсидии будут местные власти, а перечислять денежку - ФСЗН. Во втором случае доплачивать трудящимся «в случае недостаточности средств от приносящей доходы деятельности» предписано республиканскому и местным бюджетам. Наша ручная дрезина понадежнее ихнего вертолета будет!

Еще одно проявление заботы о народе - совещание по потребительскому рынку, проведенное Лукашенко 26 мая с первым вице-премьером Дмитрием Крутым, замглавы АП Валерием Бельским и главами КГК Леонидом Анфимовым, МАРТ Владимиром Колтовичем и Минсельхозпрода Иваном Крупко. Совещание произвело странное впечатление. Даже пенсионерки в супермаркетах знают, что цены до 9 августа под контролем, хотя и не становятся от этого ниже. А тут после рапорта о ситуации Лукашенко переспрашивает: «Т.е. дефицита у нас нет никакого, ни по одной группе товаров?» Само собой, в ответ раздается: «У нас нет дефицита и нет ажиотажа». Глава государства призвал рынку не доверять, а цены держать под контролем. Если придерживать цены вручную, вертолетные деньги нечем разбрасывать, верно? А когда после выборов произойдет скачок инфляции, списать его можно будет на сезонный фактор.

Наша экономика - это, грубо говоря, два сообщающихся резервуара. Экспортоориентированный сектор в основном контролируется государством. Внутреннее потребление обеспечивается импортом, преимущественно частными компаниями, включая МСБ. Американцы, раздавая деньги (вертолетные и не очень) конечному потребителю, пытаются удержать на плаву и потребителя, и МСБ. Но перед нашим начальством такая задача не стоит: оно рассчитывает, что кризисные издержки все равно лягут на потребителя, который просто затянет ремешок еще на пару дырочек. Обслуживавший хотелки рядового потребителя МСБ в итоге даст дуба, освободив место крупным компаниям, аффилированным с госбюрократией. Это одна из причин, по которой антикризисные деньги в РБ без всяких вертолетов даются либо крупным госпредприятиям-экспортерам, видавшим внутренний рынок в гробу, либо региональной бюрократии.

«Думаю, за пару-тройку месяцев экономика заработает, и у соседей, и у России, и люди начнут перемещаться», - надеется Лукашенко. Тут-то мы и подкатим к ним на седельном тягаче, и массированная поддержка госэкспортреров окупится! Увы, велика вероятность того, что это не произойдет: глобальные цепочки поставок рвутся, развитые страны выделяют миллиарды, чтобы снизить зависимость от Китая и Юго-Восточной Азии, перестроить систему производственно-логистических связей, перетянуть на себя генерацию максимума добавленной стоимости и т.п. Параллельно мир сегментируется на макроэкономические регионы, и это видно как по Америке, так и по Европе или КНР.

Скорее всего, посткризисный спрос на белорусскую продукцию разочарует руководство РБ. Недаром обнародованный 26 мая пересмотренный страновой обзор Всемирного банка (ВБ) предрекает нам «снижение деловой активности самыми резкими за последние почти 25 лет темпами».

Справка «БелГазеты». По прогнозу ВБ, экономика РБ в 2020г. сократится на 4%, уровень годовой инфляции достигнет 8,4%, госдолг вырастет с 43,7% до 55,2% ВВП. В 2021г. ВБ ожидает от Беларуси роста ВВП на 1%, в 2022г. - на 1,2%.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ На вертолете из-под плинтуса