Бунт айти-сословия

Павел Сапелко, БелГазета
9 августа 2020, 02:04
Когда страну трясет и лихорадит, у властей есть два выхода: действовать либо кнутом, либо пряником. В отсутствие денег на пряник, кнут - проверенный и простой инструмент. Кажется, в этом сезоне власти решили поругаться со всеми, и уже авторитетные и известные активисты (кто не «заехал» на сотню суток или в СИЗО по уголовному делу), удивленно хмыкнув, уступили неофитам свои привычные места в омоновских автобусах и судебных залах.

Неофитам есть от чего широко распахнуть глаза. Еще полгода назад они сидели и искренне не понимали, чего хотят странные люди, именующие себя активистами, у которых нет постоянного понятного источника дохода и любимой точки продажи хумуса и веганской шаурмы. Также искренне новое Сопротивление не поняло, что власти уже лет двадцать назад приняли твердое решение плевать на условности и не верить в искренность гуляющих без дела, стоящих без цели и даже фотографирующихся без разрешения.

Недавно один профессионал родом из взбунтовавшегося айти-сословия, из внезапно прозревших, возмущенно стал собирать чемоданы: он-де не может жить в стране, где его друзьям нельзя просто так по дороге из магазина пройтись по пригороду среди демонстрантов. Ну да, не повезло. Так вот, по мне печальнее то, что еще недавно его организм вполне усваивал ситуацию, когда не известные ему Леонид Кулаков и Ольга Николайчик - люди с другой планеты, без успешного стартапа, не познавшие вкуса смузи с сельдереем, отгребали сутки административного ареста за право без ужимок и хитриков высказать свое мнение по какому-то немодному вопросу типа блокировки «Хартии-97» или интеграции с Россией. А эта возможность - выражать свое мнение и безнаказанно участвовать в мирных собраниях - и есть элемент концепции прав человека. Тех самых прав человека, о которых как о ценности почему-то не говорит практически никто из претендентов на место главного и не спорят, как о ленточке, языке или флаге, их приверженцы. Наверное, им эта ценность настолько очевидна, что просто не хотят тратить на это свое время.

Так вот, живя в государстве, где власти растоптали права человека и наплевали на них, не стоит надеяться, что следование букве закона спасет от репрессий. Изысканный сосуд юридической мысли, наполненный схемами элегантной насмешки профессионалов над драконовскими правилами, вдребезги разбивается при столкновении с непреклонно твердой и тупой поверхностью.

Так изысканная идея прошедшей недели - сходить в приемную КГБ и подать свое ходатайство за Виктора Бабарико лично - превратилась в ловушку для поручителей. Не успев подать документ, они поехали знакомиться с изнанкой закона: кто на несколько часов, кто на пару недель. Твердая поверхность уже немного освоилась в ситуации и легонько мутировала: место лозунга всех времен «Жыве Беларусь!» в показаниях свидетелей от ОМОНа уже занял «Свободу Бабарико!»; размахивание руками никуда не делось, совести у судейских чиновников не прибавилось. Из нового - «сутки» ни за что будут приправлены реальной перспективой принести с собой из изолятора не только вшей, но и коронавирус.

Недоумение усиливается лишь на время, когда, изучая КоАП и ПИКоАП (кодексы, которыми ворочают в административных процессах) узнаешь, что вообще-то задерживать и возить по отделам можно было только тех, кого собирались отправлять на судебную расправу, под сутки и штрафы: нет никаких мифических «трех часов на выяснение личности», которые можно вырвать из жизни каждого просто так, для профилактики или чтобы попугать. Задерживать можно только человека, совершившего правонарушение. «Разбираться» и «устанавливать» можно только с правонарушителем - так написано в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях. Для административных правонарушений в кодексах не придумано понятия «подозрение»; это не уголовные преступления, в совершении которых можно подозревать кого-то до бесконечности и задерживать по разным составам на срок до трех или до десяти суток.

С точки зрения прав человека и руководствуясь стандартами спецпроцедур ООН, история о западне для поручителей - это история произвольного задержания, бери ты за основу хоть версию властей, хоть версию жертв беззакония: в первом случае люди пострадали за свои убеждения, реализуя право, предусмотренное статьей 19 Пакта о гражданских и политических правах, во втором - в связи с тем, что полное или частичное несоблюдение международных норм в отношении права на справедливое судебное разбирательство, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и Пакте, столь серьезно, что придало лишению свободы произвольный характер.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Бунт айти-сословия