Минск думает, что, оказывая ему поддержку, Кремль спасает самого себя

Александр Войтович, Thinktanks.by
3 февраля 2021, 21:41
Вряд ли бесконфликтность между Минском и Москвой продлится долго – Беларусь очень нуждается в деньгах, и даже в коронавирусном онлайн формате беспокойство по этому поводу должно бы возрастать.

В ближайшее время белорусские и российские власти, скорее всего, продолжат говорить друг другу о разных вещах, совершенно не слушая собеседников. Такое предположение сделали авторы нового выпуска «Минского барометра». Он был презентован на днях Советом по международным отношениям «Минский диалог».

Существенная роль в выпуске традиционно уделена белорусско-российским отношениям.

Взаимная прохлада


Как отмечают авторы «Минского барометра», политический фон белорусско-российских отношений в последние два месяца был прогнозируемо холодным – событий, заслуживающих внимания, было мало из-за коронавирусных ограничений и, по-видимому, некоторого недовольства сторонами друг другом. Однако важнее, что Беларусь избежала конфликта с российским руководством из-за энергоносителей, существенно снизив свои притязания.

Двустороння политическая повестка определялась разницей подходов Минска и Москвы к разрешению белорусского политического кризиса, и сближения в этих подходах на протяжении ноября-декабря не случилось. Москва считает, что у белорусского руководства нет другой внешнеполитической поддержки, и поэтому Минск будет вынужден исполнять любые ее условия. Минск думает, что, оказывая ему поддержку, Кремль фактически спасает самого себя.

Представители Кремля, и прежде всего Владимир Путин, не хотят поддержкой Минска создавать себе дополнительные проблемы – их и так слишком много. Поэтому они считают, что спокойный транзит власти без демократизации политической системы отвечал бы интересам российских элит. Поэтому в ноябре-декабре вопросы конституционной реформы были в фокусе российского нарратива о Беларуси. Ноябрь-декабрь также стали месяцами, завершившими белорусское председательство в ЕАЭС и ОДКБ.

Кому нужна Конституционная реформа?


Политологи «Минского диалога» отмечают, что планируемая конституционная реформа в словах Лаврова, Пескова и других российских сановников обрастала в течение ноября-декабря подробностями, которые белорусской стороной не подтверждались. Российская сторона довольно ясно очертила содержание изменений в белорусскую конституцию, сроки политического транзита и механизмы его реализации. Изменения касаются децентрализации госуправления, сроки внесения изменений - до весны 2021 года, а реализация – посредством референдума и последующих выборов – до конца года. Поскольку с белорусской стороны публичных подтверждений таких планов не звучало, а каждое новое заявление официального Минска опровергало предыдущее, у наблюдателей крепло ощущение, что конституционная реформа является инициативой Кремля, а не белорусской стороны. Хотя на единственной за время политического кризиса встрече с Лукашенко с Путиным российский лидер говорил, что такое предложение белорусский представитель будто бы выдвинул на площадке ОБСЕ.

Неизвестно, действительно ли Кремль настаивает на политической реформе в Беларуси, но если белорусские власти не считают такую реформу целесообразной (а по их действиям, очевидно, что не считают), то у Кремля нет инструментов для принуждения к ней, считают политологи.

Нефть, газ и АЭС


В последнюю неделю года в Беларусь поступил первый транш кредита правительства России в размере 500 млн долларов в исполнение обещаний Путина в Сочи 14 сентября. Второй транш должен быть перечислен в течение 2021 года. Следует отметить, что бюджет Беларуси на 2021 год сформирован с дефицитом в более 1,2 млрд долларов.

Авторы «Минского барометра» напоминают, что 24 декабря стороны подписали соглашение о поставках газа на 2021 год. Цена и объемы поставок не разглашаются, но глава белорусского правительства Р.Головченко утверждает, что условия почти такие же, как в 2020 году.

Следует отметить,что цена на 2020 год не раз становилась причиной конфликта между Беларусью и Россией. Минск уже давно добивается снижения цен на газ.

Несмотря на то, что условия соглашений по газу и нефти далеки от установок Беларуси, подписание соглашений на основе снижения выгод от сотрудничества с Россией следует признать конструктивным шагом, считают авторы документа. На их взгляд, в сложившихся условиях, когда Россия остается одной из немногих стран, поддерживающих Беларусь, и когда значение Беларуси в транзите российских энергоресурсов на экспорт не так велико, как прежде, заключение соглашений целиком на условиях России выглядит проявлением здравого смысла.

Политологи обращают внимание, что 3 ноября первый блок белорусской АЭС был подключен к национальной электросистеме. Пока ясных планов по использованию электроэнергии АЭС, вывода других электровырабатывающих станций исокращению покупок газа не озвучено.

ОДКБ, ЕАЭС и Союзное государство


В конце года на итоговых видеоконференциях Беларусь передала председательство в ОДКБ и ЕАЭС. Из-за корона- и политического кризиса Беларусь не сумела в полной мере воспользоваться председательством для продвижения своей повестки в этих объединениях. Вместе с тем собственные проблемы России – санкции, коронавирус, волатильность цен на энергоресурсы, а также конституционная реформа и политическая напряженность – существенно снизили мотивацию России к активности в ОДКБ и ЕАЭС. События в Беларуси, Киргизии, Нагорном Карабахе показали, что Россия не готова платить деньгами, оружием, торговыми преференциями, политической репутацией или чем-то другим весомым за сохранение в полном объеме своего влияния по своему периметру. Она, очевидно, хотела бы по-прежнему определять политику в Беларуси и в других странах-союзниках, но считает, что страны постсоветского пространства заинтересованы в этом сильнее, чем она.

Информационная политика


В течение ноября-декабря не только независимые медиа России, которые с самого начала с воодушевлением поддержали белорусский протест, но и ток-шоу центральных правительственных каналов весьма критически высказывались о насилии белорусских силовиков по отношению к демонстрантам. В целом в российских медиа и соцсетях отношение к Лукашенко все более критическое; милицейское насилие общественным мнением в основном осуждаются – даже теми, кто не разделяет устремления протестующих (но напомним, это было в ноябре-декабре, пока в России не начались свои протесты).

Прогноз


Как считают политологи, тональность, в которой в последнее время выстраиваются отношения Беларуси и России – прохладная отстраненность и совершенное невнимание к заявлениям и словам друг друга – позволяет сделать предположение, что ближайшие два месяца эта тенденция продолжится. Скорее всего, стороны так и будут говорить о разных вещах, не реагируя на потребности друг друга, но при этом заверять в дружбе и союзничестве.

Этому будет способствовать сохранение карантинных мер: формат видеоконференций и телефонных звонков не располагает к оживленным дискуссиям.

Однако вряд ли такая бесконфликтность продлится долго – Беларусь очень нуждается в деньгах, и даже в коронавирусном онлайн формате беспокойство по этому поводу должно бы возрастать, считают авторы «Минского диалога».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Минск думает, что, оказывая ему поддержку, Кремль спасает самого себя