Первый указ Михалевича в случае победы будет о положении Лукашенко

www.interfax.by
14 октября 2010, 17:46
Алесь Михалевич в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Запад" пообещал, что в случае своей победы на выборах не сократит милицию, заставит чиновников выучить белорусский и английский, амнистирует осужденных бизнесменов. А.Михалевич – участвует в избирательной кампании как независимый кандидат. Создатель союза "За модернизацию", до 2008 года состоял в партии БНФ, в 2008 был публично исключен из партии за критику руководства.

- Вы идете реально бороться за президентский пост, или вы идете делать себе имя в политике?

- Программа минимум – зарегистрироваться, чтобы со мной связывали свои ожидания разные социальные группы. Программа максимум – быть избранным президентом. Я адекватно оцениваю свои шансы – они небольшие, но они есть.

- В одном из своих интервью вы говорили, что победить сможете только при ухудшении экономической ситуации в Беларуси. Что для вас важнее – победа или экономическое положение белорусов?

- Я такого не говорил. Я говорил, что возможно ухудшение экономической ситуации. Но я не являюсь тем политиком, которому чем хуже, тем лучше. Я не хочу, чтобы Беларусь была в руинах, я не хочу, чтобы я и моя команда получили разваленную страну с распроданным имуществом и дырами в бюджете. Для нас важно, чтобы Беларусь сохранила экономическую стабильность.

- Но если сохранится экономическая стабильность, зачем белорусам менять Лукашенко на кого-то другого?

- Сегодня мало людей, которые готовы менять Лукашенко на любого другого. Но есть много людей, которые проголосуют за другого, если он предсказуем, если его социально-экономическая политика соответствует их взглядам.

- В маркетинге есть принцип: товар лучше всего воспринимается рынком, если он лучше прежнего аналога, но не более чем на 30-40 %... Вы и есть новый "улучшенный вариант"?

- Нынешняя власть смогла найти эффективную экономическую модель для второй половины 90-х годов, но на сегодняшний день она исчерпана и новой модели у власти нет. Я знаю, как эта модель должна выглядеть. Я иду на выборы не от оппозиции, не от власти, я иду как альтернатива сегодняшней власти, которая имеет видение позитивного будущего Беларуси и четко сформулированную экономическую программу, программу изменений.

- Сформулируйте ваши основные экономические подходы.

- Первое - надо максимально быстро вступить в ВТО. Уверен, что это реалистично. Второе – Беларусь должна быть предсказуемым государством. Инвесторы - компании из России, Европы, Азии - должны знать, что здесь нет проблем с таможней, что экономические реалии предсказуемы. К инвесторам надо относится как к людям, которые приехали зарабатывать деньги и платить налоги. Не надо на них вешать социальную нагрузку. Хотя при приватизации предприятий условием может быть сохранение 60-70% работающих. Уверен, что нормальный инвестор на это пойдет. Но у инвестора должен быть люфт минимальных увольнений.

Третье – создание почвы для развития национального бизнеса. Я выступаю за развитие частного бизнеса, за создание максимально позитивных условий для ведения бизнеса.


- Что для этого нужно, амнистия капитала?

- Амнистия капитала, а также амнистия тех людей, которые находятся в тюрьмах за экономические преступления. Это огромное количество главных бухгалтеров, директоров, тех людей, которые могли бы двигать белорусскую экономику.

- Они сидят незаслуженно?

- Большинство. Как юрист скажу, что всех осуждают в соответствии с законами, но это не значит, что их осуждение заслуженно по сути. Государство может сажать за злоупотребление в частной фирме, где владелец не против этих злоупотреблений. Это противоречит теории свободного рынка. Владелец должен сам решать, украли у него деньги, или нет. Государство должно следить за хищением государственной собственности. В результате белорусы боятся создавать собственный бизнес. Существующий бизнес боится укрупняться. Очень сложно работать, не имея покровительства, так называемой "крыши".

Очень много для развития бизнеса делается и сегодняшней властью. Например, введение единого двенадцатипроцентного подоходного налога. Уверен, в долгосрочной перспективе эта мера приведет к серьезному увеличению собираемости налогов. Но этого недостаточно. Беларусь все делает, чтобы подняться в рейтинге Doing business, но очень мало, чтобы реально улучшить благосостояние граждан.


- Вы предлагаете кардинально менять вертикаль власти? Систему власти в государстве?

- Один из основных пунктов моей программы – административно-территориальная реформа. Уровень областей для нас абсолютно лишний. Мы содержим большое количество ненужных чиновников, создаем дополнительные препятствия бизнесу. Я предлагаю новое административное деление – 17 областей или районов. Сегодняшнее административно-территориальное деление досталось Беларуси от Советского Союза, где никто не думал про развитие регионов, а думал про создание эффективной репрессивной системы НКВД.

- Вы намерены сократить госаппарат?

- Сокращение госаппарата не является моей избирательной "фишкой". Как я не заявляю и о сокращении милиции. Когда начнутся экономические преобразования, преступность начнет "вылезать на поверхность". Охрана общественного порядка должна оставаться одним из приоритетов государства. Но госаппарат естественно будет сокращаться. Например, за счет упразднения областного уровня.

Региональные руководители должны избираться. Не должен президент лучше других знать, кого куда надо назначить. Люди должны почувствовать, что власть от них зависит. Нам нужно активное общество. Люди, которые активно участвуют в жизни общества, например, через профсоюзы. Сегодня люди боятся отстаивать свою позицию, боятся, что с ними не продлят контракт.


- Вы предлагаете упразднить контрактную систему?

- Контракт должен остаться для руководящих работников. Частный бизнес имеет право использовать контрактную систему. Но работники государственных предприятий и структур должны работать по трудовому договору. Это увеличит их социальную защищенность.

- Какова ваша социальная политика?

- Белорусское государство находится в предбанкротном состоянии, поэтому обещать увеличение пенсий и зарплат я не могу. Единственное, что сегодня можно гарантировать, что пенсии и пособия не будут сокращаться в рублевом эквиваленте. Те политики, которые заявляют, что увеличат зарплаты, повысят пособия – просто лукавят. Эти обещания не подкреплены состоянием экономики.

Экономическая модель, в которой мы, благодаря двум НПЗ – Мозырскому и Новополоцкому - получали 6-7 миллиардов долларов в год чистой прибыли, не считая налогов и выплаты зарплат, эта модель уже не работает. Поэтому я не обещаю повышения заплат врачам, учителям.

Я прихожу как антикризисный управляющий, чтобы вывести экономику из кризиса и обеспечить стабильное поступление денег в бюджет.


- Антикризисные управляющие не приходят всерьез и надолго. Вы не намерены долго задерживаться на президентском посту?

- Я выступаю за возвращение конституционной нормы, ограничивающей президентство двумя сроками. За перераспределение властных полномочий, взаимный контроль исполнительной законодательной и судебной властей. Президент – лишь глава исполнительной власти. Я не предлагаю отказаться от избираемости президента, не предлагаю отказаться от президентской формы власти. Я - за сильную власть. Государство должно оставаться сильным, но с перераспределением полномочий между ветвями власти - раз и созданием сильного самоуправления – два.

- Предположим, вы побеждаете на выборах. Ваш первый указ, декрет?

- Первый указ будет о правовом положении предыдущего президента. Надо урегулировать его статус, дать соответствующие гарантии. Следующий блок указов будет касаться экономики. Без экономического роста у нас не будет шанса реализовать все остальные постулаты программы.

- Вы не боитесь обвинений в продажности властям?

- Я не являюсь традиционным политиком в категориях "власть – оппозиция". Я считаю, что у власти много достижений, но нужно многое изменить, чтобы белорусская модель была стабильной. Я не боюсь навешивания ярлыков. Если кто-то в оппозиции считает, что все политики обязаны кричать про "преступный режим", то я один из политиков, который готовит, что сегодняшняя власть много сделала для того, чтобы Беларусь состоялась как независимое государство.

- Какие у вас отношения с коллегами-конкурентами по выборам?

- У меня хорошие отношения с сегодняшним руководством партии БНФ. Союз "За модернизацию", который я возглавляю, вместе с партией БНФ, от которой идет Григорий Костусев, движением "За свободу", которое возглавляет Александр Милинкевич, с партией "Зеленых", от которой выдвигается Юрий Глушаков, - входит в гражданскую фракцию "Белорусский выбор". Как во власти, так и в оппозиции очень часто присутствует непримиримость к людям, придерживающимся других взглядов, либо составляющим явную конкуренцию.

На сегодняшний день я не вижу для себя опасных соперников. Хотя, чем больше игроков, тем меньше доля каждого из них – это универсальный закон рынка.


- Кто финансирует вашу кампанию?

- Частный бизнес. Моя кампания одна из самых дешевых. Мне удалось многое сделать на волонтерских основаниях. Большой участок работы был сделан абсолютно бесплатно.

- Кто составляет ваш электорат?

- Прежде всего, я опираюсь на людей, создающих национальный продукт, управленцев низшего и среднего звена, на людей, которые служат в армии и милиции. Я не перечисляю здесь пенсионеров, хотя кто-то из них за меня проголосует.

А если человек привык сидеть на госслужбе, пятнадцать раз в день пить чай и ждать, когда наступит пенсия, этот человек проиграет от моего избрания.


- Вы заставите говорить на белорусском языке чиновников?

- Чиновники, все служащие госсектора, должны знать два государственных языка. С другой стороны, все сайты госорганов, информация госорганов, должна предоставляться на двух государственных языках. Кроме того, у меня предусмотрены меры по "насильственной" англизации" - изучению английского языка в разных секторах. Беларусь должна сделать очень серьезный модернизационный рывок. Это невозможно без знания английского. Без этого мы не построим конкурентоспособной экономической модели.

- Вы вернете старые государственные символы?

- Я считаю, не президент должен заниматься такими вещами. Пусть решает парламент после обсуждения с населением. Я не имею враждебного отношения к сегодняшним государственным символам. Под ними побеждали многие белорусские спортсмены.

- Куда будет направлена ваша внешняя политика: на Россию или на ЕС?

- Я думаю, что эта дилемма искусственна. Она из серии: выбирай, быть богатым или здоровым.

В международной политике никто никому не помогает безвозмездно. Да, Александр Лукашенко имел очень эффективный экспортный товар: восстановление СССР, за что получал серьезные преференции. Это время безвозвратно ушло. Вокруг российского президента Медведева сегодня сосредоточены люди, которые думают бизнес-категориями, категориями зарабатывания денег. Если Беларусь им будет интересна с точки зрения зарабатывания денег, они будут с ней работать.

Также Запад. Все говорят, чем ЕС полезен для Беларуси, но не говорят, чем Беларусь интересна Евросоюзу. Для меня вступление в ЕС - не цель. На сегодняшний день, когда ЕС еще не успел переварить Польшу, Чехию, Румынию и Болгарию, когда огромные проблемы в экономике Латвии, Греции, Португалии, очень сложно говорить о расширении ЕС. Те политики, которые реально влияют на политику ЕС, боятся любых деклараций о расширении.

Надо помнить, что в Беларусь очень серьезно вошел Китай. Перед мировой цивилизацией стоят разные угрозы. И, на мой взгляд, недемократический, коррумпированный Китай потенциально является одной из основных мировых угроз.


- То есть, вы считаете, что Беларуси не стоит "увязать" в китайских кредитах?

- Я считаю, что "завязывание" на Китай, как на третью силу, приводит к очень плохим последствиям. Беларусь интересует Китай, прежде всего как партнер по военному сотрудничеству в Европе. Потому что все европейские страны ориентированы либо на Россию, либо на ЕС. Заметьте, что Беларусь посещает очень много китайских военных начальников, и эти визиты не однодневные. Кстати, наше военное сотрудничество одна из причин ухудшения отношений с Россией.

- О личном. У вас есть хобби?

- Я люблю историческую литературу. Хожу, по мере возможности, в тренажерный зал, играю в сквош. Мне от отца досталась хорошая коллекция марок и монет, которую я стараюсь, по мере возможности, пополнять. У меня есть кот, наш домашний любимец.

- Ваша семья?

- Я женат. У меня две дочери, одной 10 лет, второй еще нет и года. Избирательная кампания это очень сложное время, прежде всего, для семьи кандидата.

- Вы не боитесь черного пиара? Найдут и у вас невинно убиенного котенка…

- У меня нет очень больших скелетов в шкафу. А к откровенной лжи я отношусь спокойно. Говорят, что я еврей, что я масон…. Что я должен делать? – Приносить справки из масонских лож, что не состоял?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Первый указ Михалевича в случае победы будет о положении Лукашенко