Шушкевич: Разгон Плошчы – это символ маразма

slon.ru
28 декабря 2010, 14:53
Бывший председатель Верховного Совета Республики Беларусь (1991-1994) Станислав Шушкевич о режиме Лукашенко и о том, почему России нужно ввести в Беларусь войска.

– Выборы в Беларуси закончились победой Александра Лукашенко, хотя многие сегодня говорят о фальсификациях. Насколько справедливы оценки Центризбиркома?

– В том, что выборы в Беларуси были недемократическими, сегодня никто не может сомневаться. Справедливые социологические исследования в нашей стране запрещены, поэтому оценить уровень реальной поддержки того или иного кандидата очень сложно. Но есть результаты двух независимых социологических исследований. И хотя одно из них не очень репрезентативно, другому мы можем доверять. Общая картина такова: реальный рейтинг Лукашенко, при всех возможных огрехах в подсчетах, сегодня не превышает 38%. Он не мог победить на выборах в первом туре. Это видно в Беларуси невооруженным взглядом. Во время сбора подписей у пикетов Некляева и Санникова всегда были люди, они собрали реальные подписи. А кто подписывался за Лукашенко? Добровольно – мало кто…

– Но даже если его реальный рейтинг 38%, то кто за него голосовал?

– Это сотрудники режима, которые боятся, что их отстранят от кормушки. К сожалению, таких в стране сейчас развелось очень много. Государственные чиновники, силовики, сам ЦИК. Ведь достаточно вспомнить то, что Ермошина, по сути, находится на своем посту незаконно. Ее назначили на этот пост сразу после незаконного смещения с должности Гончара 14 ноября 1996 года. С этих пор ни о каких честных выборах говорить нельзя… Нет народной поддержки у Лукашенко. Есть люди, которые боятся того, что новая власть отстранит их от занимаемых должностей.

– Разгон демонстрации в Минске 19 декабря – это символ всемогущества власти или, наоборот, ее слабости?

– Знаете, это символ маразма. Лукашенко, зная, что его не поддерживает большинство в собственной стране, задавил силой волю народа. Избиение детей, пришедших на площадь, – античеловеческое злодеяние, которое произошло по приказу того, кто считает себя президентом. Вы бы побывали в больницах или изоляторах, посмотрели бы на этих избитых юношей и девушек с раздробленными коленями. Гигантская масса людей уверена, что Лукашенко проиграл выборы, но она теперь боится говорить об этом открыто. Среди людей целенаправленно сеется страх.

– И кто его сеет?

– Свора этих писателей и вещателей, которые называют себя журналистами. Кадры с избиениями манифестантов многократно показываются по белорусскому ТВ, в прессе также идет идеологическая обработка населения. И сегодня уже мало кто говорит о самих результатах выборов, людям просто показывают картинки, их запугивают. Мол, пойдешь на площадь, будешь поддерживать оппозицию – рискуешь быть изувеченным.

Какая судьба сейчас ждет экс-кандидатов в президенты? Им дадут большие сроки?

– Эти люди превратились в в разменную монету, которой будут просто торговать.

– Что вы имеете в виду?

– Их судьба и то, будут ли они сидеть в тюрьме, зависит от того, будет ли Европа упрашивать Лукашенко их освободить. В угоду политическим и экономическим интересам, связанным с ЕС, он и будет действовать. Того же Козулина на свободу выпустили именно тогда, когда Лукашенко пытался строить отношения с Европой, когда с ним снова стали разговаривать приличные люди…

– Но есть же кадры, явно свидетельствующие о попытке штурма дома правительства…

– Это была провокация, и всем вменяемым людям сейчас ясно, что никто из тех людей, которые пришли 19 декабря на площадь Независимости, не собирался участвовать в драке. Это была абсолютно мирная акция. И сейчас очевидно, что попытка ворваться в это никому не нужное помещение была инициирована провокаторами со стороны власти…

– Популярна и другая точка зрения: якобы в этом читаются действия российских спецслужб…

– Мне сложно об этом судить, пускай в этом разбираются специалисты. Я лишь могу точно утверждать, что штурм Белого дома оппозицией не планировался и не мог планироваться.

– Санников, Некляев и остальные понесут незаслуженное наказание?

– То, что сейчас происходит с этими людьми, – это не наказание, а банальные издевательства. Еще не было ни суда, ни следствия, а органы опеки уже говорят о том, чтобы забрать в детдом ребенка Санникова и Халип. Что это вообще такое? Это похоже на нормальные юридические процедуры? Трехлетнего мальчика забрали из детского сада социальные службы в тот момент, когда бабушка с дедушкой привели его туда на рождественский утренник. Теперь они смогут получить право опеки над внуком, только если им разрешат это сделать. Т.е. для начала они должны пройти медицинскую комиссию. И им уже сказали, что это вряд ли возможно. Этот абсолютно мерзкий и беспощадный режим не щадит никого, кто посмел с ним бороться.

– Россия результаты выборов фактически признала. Запад в этих вопросах как-то чрезмерно осторожничает. Какой будет реакция международного сообщества?

– Россия Лукашенко признала. Мне не очень хочется на эту тему говорить, но отмечу лишь то, что решение Медведева во многом связано с выборами в самой России, которые назначены уже на 2012 год. Очевидно, в вашей стране также есть определенные сомнения по поводу легитимности действующей власти, поэтому вряд ли тут приходится ждать справедливого решения по белорусскому вопросу… В то же время непонятно, почему Россия вводит войска в Цхинвали на основании того, что там издеваются над местными гражданами, и в то же время полностью закрывает глаза на то, что в центре Минска людей самым жестоким образом избивают дубинками. Почему она хранит молчание? Есть определенная нелогичность в этих двух решениях.

– Но Запад, который всегда поддерживал оппозицию, также не сказал свое резкое и однозначное "нет" режиму…

– Ну что вы говорите, Запад фактически эти выборы не признал. И это бесспорно. Другое дело, что те оценки, которые дает даже глава Европарламента Ежи Бузек, явно говорят о том, что они там совершенно не владеют ситуацией в Беларуси. Бузек – человек, которого я безмерно уважаю, но он – символ наивности Европы. Они все еще полагают, что с этим режимом можно как-то договориться. Они говорят: "Мы требуем справедливого расследования событий на площади и наказания виновных". Какое тут может быть справедливое расследование? Даже сторонники Лукашенко в Беларуси знают, что никакой справедливости здесь ждать не стоит.

– А может, дело не в наивности, а в прагматичности? Может, европейское сообщество все понимает, но делает вид, что не понимает?

– Знаете, такое полное непонимание ситуации в Минске действительно навевает определенные мысли. Европа, которая доселе считалась образчиком политической чистоплотности, справедливости и нравственности, в последнее время поступает абсолютно аморально. Она окончательно утратила свой престиж в подобных вопросах. Эгоизм отдельных политических деятелей берет верх над разумностью.

– Меж тем, совершенно очевидно, что Лукашенко вряд ли может рассчитывать на те 3 млрд евро, которые ЕС обещал ему выделить в рамках программы "Восточное партнерство" в случае, если он проведет честную и открытую избирательную кампанию… Будут ли новые санкции со стороны Запада в отношении белорусского режима?

– Мне кажется, никакого экономического или политического давления на Лукашенко оказываться не будет. Да, Европа выборы не признала, но она совершенно ничего не будет делать для того, чтобы ситуация в Беларуси изменилась. Вот точно таким образом – политикой невмешательства – Европа воспитала и помогла развиться Гитлеру, кстати сказать. Но сегодня об этом мало кто думает. Белорусам сейчас не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя. Нужно воззвать к собственной честности и найти в себе силы для создания механизмов по исправлению ситуации внутри страны.

– Что это могут быть за механизмы?

– Я не хочу сейчас говорить на эту тему, потому что по этому поводу может возникнуть слишком много спекуляций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Шушкевич: Разгон Плошчы – это символ маразма