Цена сохранения власти становится для Лукашенко все более высокой

Валерий Карбалевич, "Народная воля"
15 февраля 2011, 09:56
Итак, в ходе этой избирательной кампании А.Лукашенко потерпел серьезное дипломатическое поражение. С треском провалился первоначальный сценарий получить признание выборов со стороны Запада за счет показной либерализации. По итогам кампании белорусское руководство оказалось в ситуации острого конфликта с ЕС и США.

Прежде всего А.Лукашенко добился того, что администрация Б. Обамы, до сих пор индифферентно смотревшая на Беларусь, вдруг проснулась и заинтересовалась нашей страной. Опасно дразнить спящего тигра. Теперь в Вашингтоне будут внимательно следить за ситуацией в Беларуси. И, возможно, последуют новые американские санкции.

Больше двух лет продолжалась политика нормализации отношений Беларуси и ЕС. Она стала возможной потому, что возникла заинтересованность в ее проведении с обеих сторон. В процессе диалога проблема демократии и прав человека в Беларуси перестала быть препятствием для размораживания отношений. Европейские политики рассчитывали побудить Лукашенко медленно, шаг за шагом, двигаться по пути либерализации и сближения с Западом. В эту концепцию хорошо вписалась программа ЕС "Восточное партнерство", в которую была включена Беларусь.

Лукашенко был уверен, что одержал над ЕС очередную победу. Европа, сняв предварительные условия нормализации отношений (проблему демократии и прав человека), пошла на огромную уступку. Его поездки в Италию и Литву в 2009 году выглядели как триумф.

События 19 декабря все поменяли. Почему А.Лукашенко поломал весь процесс диалога с ЕС?

Во-первых, из двух зол Лукашенко выбрал меньшее. Непризнание Европой выборов не так опасно, как потеря контроля над обществом, угроза расширения в нем пространства свободы. Курс на самоизоляцию, война против зловещего заговора Запада - это инстинктивное стремление не допустить внешнего воздействия на политические процессы в стране, спрятаться от мировых ветров в своем болоте.

Во-вторых, после примирения с Россией накануне выборов потребность в западной поддержке ослабла. Как показало противостояние между Москвой и Минском по вопросу о ценах на нефть, этот расчет оказался не совсем верным.

В-третьих, А.Лукашенко не ожидал такой реакции мирового сообщества на его действия 19 декабря. Он, скорее всего, надеялся, что ЕС никуда не денется, будет продолжать диалог с Минском по геополитическим причинам. В этом его убедил опыт 2008 года, когда после таких же недемократических выборов в Палату представителей Европа взяла на вооружение тактику умиротворения.

В-четвертых, сейчас у официального Минска снова появился товар, который он намеревается выгодно продать Западу: это политические заключенные. Причем не простые, а кандидаты в президенты. Это значит, что товар дорогой, за него можно получить хорошую откупную.

Однако белорусское руководство несколько ошиблось в своих расчетах. Европейские политики оказались просто шокированы, они посчитали себя явно обманутыми. Например, польский и немецкий министры иностранных дел даже пошли на определенные жертвы, рисковали своей репутацией, убеждая общественное мнение своих стран, что надо вести диалог с А.Лукашенко. И Минск их «отблагодарил». Согласно опубликованной в государственных газетах фантастической версии, главными организаторами этого зловещего заговора против белорусского президента являются спецслужбы Германии и Польши. Теперь понятна их реакция.

Поскольку белорусские власти в своих репрессиях перешли все разумные пределы - трудно найти такой пример в современном мире, когда бы после выборов были арестованы почти все оппозиционные кандидаты в президенты - то возмущение в мире очень велико. Действия официального Минска критикуют президенты России, Украины. С очередным требованием освободить политзаключенных в Беларуси выступил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

В результате западный вектор внешней политики Беларуси на какое-то время оказался обрубленным, страна оказалась в международной изоляции.

Говорят, что западные санкции носят скорее символический характер, они не в состоянии нанести ущерб действующей в Беларуси власти, принудить ее прекратить репрессии. Вроде бы все так.

Однако в любом случае даже символические санкции являются юридическим оформлением политического конфликта между Беларусью и ЕС. В резолюции Европарламента есть пункт, требующий проведения в нашей стране новых выборов. Это значит, что Евросоюз не признает А.Лукашенко в качестве президента Беларуси. Тем самым Европейский Союз резко снижает возможность диалога с официальным Минском, пока А.Г. находится у власти.

Cегодня ситуация сложилась так, что в отношениях Беларуси и ЕС создался тупик, и ни один вариант политики Евросоюза не работает. Стратегия критического ангажирования нашей страны в европейские процессы была бы возможна при условии, что белорусские власти заинтересованы в реализации этой задачи. В реальности же этого желания нет.

Вторая причина тупиковой ситуации состоит в том, что у ЕС нет ни сильного пряника, чтобы заманить Минск в Европу, ни сильного кнута, чтобы принудить силой включаться в европейскую интеграцию. (Кстати, у России есть и то, и другое.)

Все это означает, что поле для маневра у белорусского руководства существенно сужается. Балансировать между Россией и Западом в данный момент стало невозможно. Минск оказался один на один с РФ. И Москва не замедлила воспользоваться безвыходной ситуацией, в которой оказался Минск, навязав свои ценовые условия поставки нефти.

Эти санкции ЕС будут иметь косвенное влияние и на экономику. В условиях кризиса отношений между Беларусью и Западом европейские инвесторы с большим недоверием станут смотреть на нашу страну. Белорусским властям будет гораздо сложнее получать кредиты международных финансовых организаций, банков ЕС.

Запад пришел к выводу, что ключом к трансформации Беларуси является поддержка гражданского общества и оппозиции в нашей стране. Белорусская государственная пропаганда настойчиво доказывала, что США и ЕС, организовывая заговор против А.Лукашенко, выделили оппозиционным кандидатам в президенты фантастические суммы денег. Приведенные в разоблачительных материалах цифры должны были убедить общество в коварстве Запада.

И, похоже, убедили. Но не белорусов, а западных политиков, что белорусскому демократическому сообществу на самом деле нужно помогать. Донорская конференция в Варшаве 2 февраля, в которой приняли участие представители около 40 стран, решила выделить на поддержку белорусского гражданского общества серьезную сумму. Но дойдут ли эти деньги до Минска - другой вопрос.

Очевидно то, что за 19 декабря расплачивается не только режим, но и вся страна. Цена сохранения власти А. Лукашенко становится все более высокой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Цена сохранения власти становится для Лукашенко все более высокой