Ажубалис белорусам: Экспериментируйте на пустыре, а не вблизи Вильнюса - фото

DELFI
28 апреля 2011, 10:27
Литва не против планов Беларуси и Калининградской области использовать атомную энергию, однако не согласна с тем, что атомные станции будут строить неподалеку от густонаселенных территорий и с нарушением международных стандартов безопасности, утверждает министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. По его словам, инициаторам соседних проектов "люди, мягко говоря, не важны".

В ответ на уверенность российской компании "Росатом" в том, что Литву можно заставить передумать и поддержать планы РФ, А.Ажубалис утверждал, что Литва не будет смотреть сквозь пальцы на непрозрачные проекты атомной энергетики.
"Я надеюсь, что скорее уже нам с помощью международного сообщества удастся – не хочу использовать это слово "заставить", скажу – убедить, что всегда стоит придерживаться международных соглашений и обязательств", - сказал в интервью DELFI министр.

- Как Вы оцениваете планы белорусских властей по строительству атомной электростанции в 30 километрах от литовской границы?

- Наибольшее беспокойство вызывает то, что Белорусская АЭС планируется всего в 50 км от столицы Литвы. Таким образом, в случае аварии может быть парализована вся Литва. Это правда, что в Европе есть примеры, когда АЭС находятся неподалеку от столиц, но эти проекты были согласованы между всеми сторонами. В этом ключевое различие.

Наша основная позиция – Литва не против стремлений соседних государств использовать атомную энергию, мы прекрасно знаем, что Литва и сама развивает ядерную энергетику. Однако не только традиции добрососедства, но и международные соглашения обязывают страну позаботиться о том, чтобы ее амбиции были согласованы с требованиями безопасности и ответственностью перед общественностью своей страны и всего мира.

Как белорусский, так и российский проект, осуществляемые у границ Литвы, ЕС и НАТО, реализуются с грубыми нарушениями Конвенции Эспо и Конвенции о ядерной безопасности.

Ключевые правомерные вопросы Литвы относительно оценки воздействия на окружающую среду либо остаются без ответа, либо на них дается неполный ответ. Это чистейшая имитация, которая поддерживается и пропагандистской информационной кампанией, что якобы на все вопросы Литвы даны ответы, и Литву эти ответы удовлетворяют. Мы прилагаем немало усилий, чтобы эта непрозрачность была освещена не только в регионе, но и во всем мире.

Показателен и тот факт, что в строительстве будут использоваться экспериментальные атомные реакторы. Никто, никакие эксперты, не убедят меня как гражданина, что это "более безопасные реакторы". Пока они не испытаны на практике – это всего лишь бумажная теория. Выбранная площадка в Островце не получила оценки экспертов МАГАТЭ, и, хотя процесс оценки еще не завершен, уже начато строительство, а это непозволительно с точки зрения конвенции Эспо. Поэтому хочется лишь сказать – уважаемые господа, экспериментируйте на пустыре, на незаселенной территории, а не вблизи городов, не вблизи нашей столицы.

Когда я слышу постоянно повторяемые аргументы Беларуси о том, что якобы их проект безопасен, у меня возникает основной вопрос – если всё действительно безопасно – зачем тогда скрывать информацию, отказываться принимать экспертов, воспользоваться предложенной помощью? Это главный показатель того, что не все в порядке, и что мы все в большой опасности.


Ажубалис белорусам: Экспериментируйте на пустыре, а не вблизи Вильнюса - фото

- Белорусы уже почти обеспечили финансирование новой АЭС, которая будет строиться в 50 км от Вильнюса. В то же время в последние годы литовское правительство придерживалось позиции, что планы соседей не серьезны, и что они нас только пугают. Как Вы думаете, не была ли такая позиция ошибочной? Что Литва могла сделать, чтобы изменить решение Беларуси хотя бы относительно местоположения АЭС?

- Здесь я хочу чётко сказать – мы не можем вообще запретить соседям строить атомные электростанции. И не хотим этого делать. С того момента, когда они заявили о своем намерении строить АЭС, мы всё время поднимали вопросы выбора подходящей площадки, ядерной безопасности в соответствии с международными стандартами, предлагали свою помощь. Мы надеялись на доброжелательность и ответственность белорусской стороны.

Однако уже в процессе оценки воздействия на окружающую среду возникли обоснованные сомнения, а в последнее время, как я уже говорил, мы видим полное игнорирование международных правовых актов. Поэтому мы поднимаем этот вопрос на всех уровнях – и в ЕС, и в МАГАТЭ, и в других организациях и форумах. Вспомним, что благодаря усилиям Литвы этот вопрос стал актуальным для международного сообщества, а в принятых в марте выводах Европейского совета однозначно говорится, что это вызов и для всего Евросоюза.


- Какие меры, принятые Литвой или на международном уровне сейчас могли бы изменить взгляд Беларуси на строительство АЭС?

- Прежде всего, это забота не только Литвы, поскольку атомная энергетика не признает компромиссов и тем более границ государств. Усилиями Литвы этот вопрос стал общим вопросом ЕС, это подтвердили главы государств ЕС в марте этого года (более строгие требования, так называемые "стресс-тесты", будут применяться в ЕС и того же ЕС потребовал и от соседних государств).

На прошедшем 4-14 марта в Вене совещании по рассмотрению в рамках Конвенции о ядерной безопасности было обращено внимание на необходимость предоставлять всестороннюю информацию относительно АЭС, адекватно оценивать их воздействие на население и окружающую среду, принимать во внимание возможное воздействие, выходящее за границы государства и укреплять стандарты ядерной безопасности.

Всё это было достигнуто не без участия литовских дипломатов. И это еще не всё. Мы принимали и будем принимать все юридические меры, повторяю – все меры, чтобы не допустить осуществления небезопасных проектов.

В ближайшее время состоится конференция Эспо, встреча министров МАГАТЭ, Европейский совет также обязал Еврокомиссию подготовить конкретные документы относительно ядерной безопасности по соседству с ЕС.

Я верю, что ни Россия, ни Беларусь не могут не слышать голос международного сообщества, вопрос в том решатся ли они игнорировать этот голос.


- Как строительство Белорусской АЭС может повлиять на стремление Литвы иметь свою атомную электростанцию и найти международного инвестора для этого проекта?

- В отличие от проектов Белорусской и Калининградской АЭС, планируемая Висагинская электростанция является, по мнению экспертов, лучшим на сегодняшний день проектом АЭС в Европе. Он осуществляется в соответствии с высочайшими международными требованиями безопасности, получил положительную оценку МАГАТЭ и других экспертов.

Висагинская АЭС является не только литовским проектом, это региональный проект, в котором принимают участие Латвия, Эстония и Польша. Проект получил политическую поддержку, строятся необходимые электросоединения со Швецией и Польшей, обеспечиваются резервные мощности, гарантируется спрос в регионе. Это проект европейской важности, и на его реализацию не могут оказывать влияние планы другой страны по развитию атомной энергетики.

Литва осуществляет проект Висагинской АЭС ответственно, в соответствии с высочайшими требованиями ядерной безопасности (чего требует и от других), ни с кем не соревнуется и в спешке не принимает компромиссных решений.


- Какие меры будут приниматься для защиты жителей Литвы в том случае, если АЭС будет построена. Например, куда будет эвакуироваться Вильнюс?

- Разумеется, мы должны обдумать и оценить все сценарии, в том числе и худшие, если, не дай Бог, победит безответственность соседей.

При подготовке проектов АЭС обычно готовятся и планы эвакуации, заключаются соответствующие двусторонние договоры. Однако мы до сих пор не получили от белорусской стороны полной информации о возможных угрозах и риске, не можем подготовить соответствующие решения.

Остается лишь сожалеть о том, что инициаторам соседних проектов люди, мягко говоря, не важны. Ведь мы говорим не только о Литве, но и о гражданах Беларуси, России. Общественная дискуссия о возможной опасности подавляется, даже жителям Островецкого района не позволяется выражать свое мнение.


- Литва не согласилась бы взамен на изменение планов Беларуси отказаться от проекта своей АЭС, который белорусы выставляют в качестве похожего примера, когда электростанция соседней страны строится возле границы?

- Висагинская АЭС и Белорусская АЭС – это два абсолютно разных случая, которые нельзя сравнивать.

Висагинская АЭС строится на старом, проверенном временем и исследованиями месте – вместо Игналинской АЭС. Литва провела дополнительные сейсмические исследования, МАГАТЭ признало площадку подходящей для строительства. Мы всё выполняем открыто и ответственно, мы строим не только для себя, но и для всего Балтийского региона.

Говоря с Беларусью, мы подчеркиваем близость не к границе, а к густонаселенным территориям, к столице Литвы, где сосредоточены все госучреждения, где проживают сотни тысяч человек. Поэтому возникает вопрос – что мы сравниваем?
Не так давно США выразили поддержку Белорусской АЭС. Какими бы ни были мотивы этого решения, оно не было благоприятным ни для наших планов, ни для безопасности нашей страны. Это было вызвано какими-то ошибками нашей внешней политики, неподходящей стратегией или неблагоприятными геополитическими обстоятельствами?

Уже не раз повторялось, что ни США, ни Литва в принципе не возражают против развития атомной энергетики в соседних странах, выбор энергетического баланса – это решение каждой страны. США поддерживают и литовскую энергетическую стратегию, и развитие регионального проекта Висагинской АЭС. Это было подтверждено официальным заявлением Госдепартамента США в ходе состоявшейся в феврале моей встречи с госсекретарём Х.Клинтон и её заместителем Д.Стайнбергом в Вашингтоне.

Вместе с тем, как США, так и Литва требуют соблюдения высочайших международных стандартов ядерной безопасности и охраны окружающей среды.

При развитии атомной энергетики необходимо выполнять требования международных конвенций, обеспечить соответствие высочайшим стандартам и хорошие отношения с соседними странами, которые потенциально могут испытать наибольшее воздействие.


- Как Вы считаете, проекты российской и белорусской АЭС по соседству с нами – это следствие соглашения или конкуренции?

- Мы не видим никакой экономической логики и потребности Калининградской области в строительстве такого объекта, когда уже в настоящее время и без АЭС существует избыток электроэнергии, нет электросоединений с другими странами, кроме Литвы, нет необходимых резервных мощностей, рынка реализации.

Также до сих пор не пришлось слышать, чтобы признанная в мире, имеющая хорошую репутацию компания выразила желание инвестировать в проекты российской и белорусской АЭС, хотя нам известно, что ведется лихорадочный поиск таких инвесторов. Одна из причин, на мой взгляд, – отсутствие ответов на вопросы относительно безопасности и экономической обоснованности проектов.

Кроме того, нельзя не заметить, что в обществе гораздо больше обсуждается проект белорусской АЭС, забыв о том, что в Калининграде АЭС планируется так же непрозрачно, и не придерживаясь международных требований.

В завершение я бы хотел вернуться к позиции соседей. На прошлой неделе до нас дошли заявления российской компании "Росатом", о том, что якобы они с помощью МАГАТЭ "заставят" Литву "договориться". Хочется спросить "договориться" о чем?

О том, чтобы мы сквозь пальцы смотрели на непрозрачные проекты атомной энергетики? Этого не будет. Я надеюсь, что скорее уже нам с помощью международного сообщества удастся – не хочу использовать это слово "заставить", скажу – убедить, что всегда стоит придерживаться международных соглашений и обязательств. И в первую очередь ради безопасности своих граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Ажубалис белорусам: Экспериментируйте на пустыре, а не вблизи Вильнюса - фото