ОБСЕ не может принять резолюцию по Беларуси

Змитер Лукашук, "Еврорадио"
29 сентября 2011, 14:28
Участники конференции ОБСЕ по правам человека обеспокоены состоянием белорусских политзаключенных, но резолюцию по этому поводу принять не могут.

Круглый стол, посвященный ситуации с правами человека в Беларуси, провели представители международных правозащитных организаций по окончании третьего дня работы конференции ОБСЕ по правам человека. Выбранное для проведения мероприятия помещение не смогло вместить всех желающих. Помимо белорусских участников варшавской конференции ОБСЕ, на встречу пришли представители российской, грузинской, литовской, киргизской и ряда других делегаций, а также дипломаты и министры.

Специально для "иностранных гостей" правозащитник Валентин Стефанович на примере "Весны" рассказал о том, в какой ситуации вынуждены работать белорусские правозащитники.

ОБСЕ не может принять резолюцию по Беларуси

Все фото Змитера Лукашука

Валентин Стефанович: "20 декабря в течение нескольких месяцев 5 раз сотрудники милиции и госбезопасности врывались в офис организации, проводили обыски дома у Алеся Беляцкого. Давление было не только на правозащитный центр "Весна" — его испытали все правозащитные организации. А обыски прошли в подавляющем большинстве наиболее активных".

Затем заместитель руководителя "Белорусской ассоциации журналистов" Андрей Бастунец рассказал о ситуации со свободой слова и об условиях работы независимых журналистов.

ОБСЕ не может принять резолюцию по Беларуси

Андрей Бастунец: "По подсчетам БАЖ за послевыборный период из 4 офисов и 12 квартир журналистов, где были проведены обыски, было изъято 114 единиц профессионального оборудования. Это свидетельствует о том, что эти обыски были направлены на то, чтобы воспрепятствовать работе независимых СМИ".

И все это без учета задержаний и судебных наказаний журналистов.

Тему нарушений прав человека и даже издевательств над отдельными людьми продолжили другие участники круглого стола. Владимир Кобец рассказал присутствующим об опасности для жизни политзаключенных Дмитрия Дашкевича и Андрея Санникова.

Владимир Кобец: "Оба они вместе переведены в одиночные камеры. Мотивировано это тем, что делается для избежания насилия над ними. По нашему мнению, мотивация совсем иная — в одиночной камере человек лишен свидетелей того, что с ним будет происходить. Очевидно, что накануне саммита "Восточного партнерства", который откроется в Варшаве, и конференции ОБСЕ Лукашенко дает определенные сигналы, как белорусскому демократическому обществу, так и сообществу демократических государств".

Вспомнили собравшиеся о трудностях со здоровьем активиста "Европейской Беларуси" Дмитрия Бондаренко и Дмитрия Усса. А супруга экс-кандидата в президенты Николая Статкевича Марина Адамович говорит, что в течение последних двух недель не получала никаких сведений о муже и беспокоится за его жизнь: для этого имеются основания.

Марина Адамович: "После того, как он передал на свободу свое политическое послание, и оно было опубликовано, с ним сразу произошла "производственная" травма — у него повреждена рука и сломано ребро. Я связываю эти события".

Мрачные рассказы постепенно переросли в обсуждение того, как можно помочь белорусским политзаключенным. Заместитель главы Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси Юрий Джибладзе предлагает принимать экстренные меры.

Юрий Джибладзе: "Мы находимся в очень сложной ситуации сейчас. С одной стороны, для того, чтобы спасти людей, мы должны идти на все, с другой — для него (Лукашенко — Еврорадио) это классический инструмент в торговле заложниками. И здесь экстраординарные меры должны быть: экстренное заявление ряда ведущих государств Европы и Северной Америки. Видимо — только так".

ОБСЕ не может принять резолюцию по Беларуси

Звучали также предложения ввести экономические санкции против предпринимателей и предприятий, которые своими деньгами поддерживают белорусский режим, обратиться к послам демократических стран, работающих в Беларуси, чтобы те потребовали встречи с заключенными, чтобы в Минск позвонили министры иностранных стран Евросоюза и США с требованием к Лукашенко прекратить убийства политзаключенных. А представитель грузинской делегации посоветовал в частном порядке поговорить с начальниками колоний, в которых отбывают наказание политзаключенные, и посоветовать им подумать о своем будущем, когда власть поменяется, и начать по-человечески относиться к осужденным.

После окончания круглого стола корреспондент Еврорадио поинтересовался у Юрия Джибладзе, почему не обсуждался проект резолюции ОБСЕ по этому насущному вопросу.

Юрий Джибладзе: "ОБСЕ может принимать резолюции только консенсусом всех стран-участниц. А их 56, и понятно, что одного голоса Беларуси было бы достаточно, чтобы ее заблокировать. А таких стран может быть еще с десяток. Поэтому, если со стороны ОБСЕ какое-то заявление и будет, то оно может быть от имени конкретных делегаций или каких-то экспертов ОБСЕ. Но не организации полностью — этого ждать не приходится".

По словам руководителя бюро Восточной Европы и Центральной Азии Международной федерации за права человека Саши Кулаевой, сразу по окончании мероприятия правозащитники разных стран начали искать пути решения проблемы белорусских политзаключенных.

Саша Кулаева: "Продумываются конкретные планы, по каким каналам эта информация будет распространяться, каких шагов мы будем требовать от дипломатов. Ведь речь идет не о каких-то долгосрочных действиях, а о спасении жизни людей".

Кстати, на встрече присутствовал и представитель официальной белорусской делегации. Правда, выступить не просил, в дискуссиях не участвовал, но все сказанное внимательно записывал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ ОБСЕ не может принять резолюцию по Беларуси