Валерий Карбалевич: ЕС вряд ли согласится “купить“ парламентские выборы


25 апреля 2012, 15:29
Как перелетные птицы весной возвращаются домой, так и послы Евросоюза 25 апреля один за другим потянулись в Минск.

В дипломатической войне Минска с Евросоюзом наступило перемирие или конфликт исчерпан? Эти вопросы "Белорусский партизан" задал политологу Валерию Карбалевичу.

- 23 апреля Совет министров иностранных дел Евросоюза ограничился кратким обсуждением белорусской ситуации. Европейцы предпочли публично не реагировать на очередные угрозы Лукашенко, озвученные во время субботника. С 25 апреля европейские послы возвращаются в Минск. Возвращаются со щитом или на щите?

- Из этого дипломатического конфликта Европейский Союз вышел победителем. Конфликт начался после того, как Европейский Союз ввел визовые санкции в отношении очередных белорусских чиновников. Белорусские власти в ответ вынудили послов Польши и Евросоюза покинуть Минск, после чего все послы стран Евросоюза уехали из Беларуси.

Дальше – Европейский Союз вводит новые санкции, на этот раз – экономические. В ответ белорусская сторона уже освобождает двух политзаключенных и соглашается на возвращение европейских послов в Минск. Отношения возвращаются к точке, которая наблюдалась в середине февраля.

Чисто формально белорусские власти вынуждены были пойти на уступки. Если бы белорусские власти освободили этих политзаключенных в Феврале – не было бы ни конфликта, ни дипломатической войны.

- Но освобождены только два почти из двух десятков политзаключенных. Да и тех Лукашенко грозил вернуть обратно, если не прикусят свои языки…

- Мы возвращаемся к ситуации 18 декабря 2010 года. Но – уже с двумя освобожденными политическими заключенными. Конфликт не исчерпан, но пошел на спад.

- Евросоюз выдвинул одно-единственное условие, после выполнения которого возможно возобновление диалога, – освобождение и полная реабилитация всех политзаключенных. Дойдет ли до этого дело в ближайшей перспективе, или стороны удовлетворятся возвращением послов в Минск?

- Безусловно, стороны не могут быть удовлетворены возвращением послов в Минск, но это явный признак оттепели в белорусско-европейских отношениях. Рано или поздно все политзаключенные выйдут на свободу, вопрос стоит только так: в насколько близкой (далекой) перспективе? Лукашенко уже обещал амнистировать к 3 июля около 2000 заключенных, не исключено, что в этом пакете будут освобождены и некоторые политзаключенные. Но в таком случае освобождение политзаключенных будет выглядеть не как уступка Европе, а как доброй воли, как акт гуманизма.

Будут ли освобождены все политзаключенные – на этот вопрос, думаю, сам Лукашенко не знает ответа. Все зависит от того, как будут дальше развиваться отношения с Евросоюзом, как будут строиться отношения с Россией…

- А не возникнет ли соблазна у Лукашенко продать часть политзаключенных за признание парламентской кампании, предстоящей в сентябре?

- Соблазн может возникнуть, но трудно сказать, насколько реален такой сценарий. Думаю, Евросоюз вряд ли согласится "купить" парламентские выборы за освобождение политзаключенных.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Валерий Карбалевич: ЕС вряд ли согласится “купить“ парламентские выборы