Владимир Андрейченко: То, что в парламенте нет дискуссии - чушь

"Народная газета"
6 сентября 2012, 10:49
Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси подводит итоги законотворческой работы депутатов.

— Владимир Павлович, не слишком ли спокойно нынешний депутатский состав Палаты представителей "закругляет" срок своих полномочий: ни громких скандалов, ни драк у микрофонов — ничего подобного за четыре прошедших года не произошло. Почему?

— Это значит, что ничто нас не выбило из русла нормальной работы. Я не думаю, что это плохо, когда депутаты занимаются тем, чем и должны главным образом заниматься в парламенте, — принятием законов, нужных стране.

— А попытки выбить были?

— Они фактически не прекращаются, а в последние месяцы, еще до начала очередной избирательной кампании по выборам депутатов Палаты представителей пятого созыва, особенно усилились. Оппозиционные круги пытаются повлиять на общественно-политическую обстановку в стране во время выборов, поэтому ведут массированную дискредитацию парламента, чтобы продвинуть своих кандидатов в депутаты.

— Как вы оцениваете заявления оппозиции, что в Палате представителей нет дискуссий, что законы принимаются без обсуждения?

— Полная чушь и дезинформация. Ни один законопроект не выносится на заседание Палаты представителей без серьезного предварительного обсуждения, тем более — базовый либо имеющий большое общественное значение. Дискуссии по законопроектам, и довольно острые, проходят и на уровне рабочих групп по подготовке законопроектов, и на уровне профильных комиссий, в том числе на их выездных заседаниях в регионах, а также на семинарах по изучению практики применения законодательства, круглых столах, конференциях. Мы стали все шире использовать так называемое нулевое чтение новых законодательных инициатив, т.е. обсуждаем их еще на стадии разработки вместе с разработчиками. Поэтому рассмотрение и голосование законопроектов в Овальном зале проходит по-деловому, поскольку документы, как правило, уже хорошо проработаны и по ним достигнут консенсус. Кстати говоря, обо всем этом уже неоднократно сообщалось в печатных и электронных средствах массовой информации. Но оппозиционерам и подыгрывающим им очень уж хочется еще разок мазнуть парламент в своих политических целях. Складывается впечатление, что оппозиционеры ничего не читают, кроме оппозиционных газет и сайтов.

Я подчеркиваю, что неотъемлемой частью нашей законотворческой работы является взаимодействие в ней всех заинтересованных сторон с подключением широкого круга экспертов — научных сил, специалистов-практиков, общественных организаций. Многое в совершенствовании нормативно-правовой базы дает нам также изучение общественного мнения по тем или иным законотворческим вопросам. К примеру, длительное публичное обсуждение перед принятием прошли проекты таких наиважнейших законодательных актов, как Кодекс об образовании и Жилищный кодекс, вызвавшие повышенное внимание общественности. С их проектами можно было ознакомиться и на сайте Палаты представителей. Широко обсуждался и проект Закона об обращениях граждан и юридических лиц. В настоящее время пользователи сайта Палаты представителей имеют возможность ознакомиться с проектом Закона о республиканском бюджете на 2013 год и с другими законопроектами.

Скажу вам, что за результат нашей парламентской работы нам перед людьми не стыдно. Принято более 400 законов, в том числе ряд крупных, основополагающих и более 200 — о ратификации международных договоров. Депутаты активно участвовали в деятельности международных парламентских организаций, в двустороннем межпарламентском сотрудничестве. Активную работу вели и в своих избирательных округах, оказывали помощь в решении социальных, экономических и иных вопросов и личных просьб граждан. Так что нам есть что итожить, хотя свою работу мы еще не завершили. В октябре состоится одиннадцатая сессия Палаты представителей, на которой мы рассмотрим республиканский бюджет на 2013 год и ряд других законопроектов.

— Прошедшее четырехлетие было для страны непростым экономически. Это наложило отпечаток на законотворческую работу?

— Экономическую тематику мы определили первоочередным приоритетом в законотворчестве. Принят комплекс правовых мер, направленных на эффективное развитие экономики. В центре внимания депутатов было совершенствование экономической среды, улучшение условий хозяйственной деятельности.

— И что здесь стало существенным шагом вперед в развитии законодательства?

— Значительно упрощен порядок налогообложения. Снижена налоговая нагрузка для субъектов хозяйствования. Создана правовая основа поддержки малого и среднего бизнеса, стимулирования инновационной деятельности, инвестиций. Более прозрачными и адекватными требованиям времени стали правила деятельности хозяйственных обществ и унитарных предприятий. Это также касается и банковской сферы, отношений между коммерческими банками и получателями кредитов. В хозяйственной деятельности сужена сфера административной ответственности. Большая законодательная работа проведена по упрощению и повышению эффективности различных административных процедур, касающихся таких важных вопросов, как лицензирование, государственная регистрация, аренда, земельные отношения, бухгалтерская и статистическая отчетность и других. Серьезный дополнительный импульс экономике придала ратификация пакета соглашений о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана. ЕЭП, как известно, действует с 1 января текущего года и приносит ощутимую экономическую пользу нашим трем государствам.

— Каким образом отразились в законах заботы людей о жилье, семье, здоровье, образовании, трудоустройстве, социальной поддержке?

— Прежде всего я скажу о главном Законе, своевременно принимаемом на каждый финансовый год — республиканском бюджете. Даже в непростых финансово-экономических условиях предыдущих лет государство сохранило социальную составляющую бюджета. Социально направленным он будет и в следующем, 2013 году. Причем государство по мере возможности, с учетом укрепляющегося экономического роста, расширяет свои социальные обязательства, что прослеживается и в нормативно-правовых актах разных уровней. Приняты законодательные решения в поддержку многодетных и молодых семей, детей-сирот, в защиту детей от нерадивых родителей, расширен круг лиц, имеющих право на выплату государственных пособий.

Установлены новые гарантии в реализации права на труд, стимулирующие безработных к прохождению обучения и переподготовки, их мотивацию к трудоустройству. Решены вопросы профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Создан оптимальный механизм социальной защиты инвалидов, предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов.

Очень объемная работа проведена по кодификации жилищного и образовательного законодательства, укрепившего права собственников жилья, определившего меры по улучшению содержания жилищного фонда, уровня жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению надлежащего качества и доступности образования. Отмечу также существенное совершенствование правовой базы здравоохранения. Пакет законов здравоохранительной тематики имеет главной целью повышение качества медицинских услуг, защиту прав и интересов людей. Например, установлены требования к качеству и медицинскому применению лекарственных средств, порядку их обращения, созданию условий для их доступности, что особенно важно для жителей сельской местности. Существенно обновилась правовое поле сферы культуры, сохранения нашего культурного наследия.
Все названное мною, разумеется, только беглый срез социального законодательства, сформированного парламентом за четыре последних года, но и он, полагаю, дает представление о том, что принятые правовые решения соответствуют интересам людей и задачам развития страны.

— Как вы считаете, что более всего необходимо Беларуси на нынешнем этапе развития?

— Более всего? Стабильность и безопасность. Только при таком условии проводимый государством курс на улучшение жизни в стране будет продолжен. Полагаю, всем здравомыслящим людям это понятно по политическим событиям в ближнем и дальнем зарубежье.

— Что в этом направлении сделали парламентарии?

— Здесь я выделил бы три основные группы законодательных решений. Первая — правовое обеспечение высокой дееспособности государства по многим важным компонентам государственного строительства, обороны и национальной безопасности, защищенности страны от внешних и внутренних угроз. Конспективно главное в следующем. Приняты законы, регламентировавшие деятельность Комитета государственного контроля, Следственного комитета, органов государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Усовершенствована правовая база по вопросам обороны, воинской обязанности и воинской службы, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, пограничной службы. Расширилось правовое поле судебной сферы.

Далее. Ратифицирован ряд международных договоров о сотрудничестве в области обороны и безопасности, в том числе с Российской Федерацией и в рамках ОДКБ. Усилены меры по борьбе с преступностью, коррупцией, обеспечению общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Определен правовой механизм противодействия торговле людьми. Систематизировано законодательство о местном управлении и самоуправлении.

Особо выделю внесение новых правил в избирательное законодательство, которые содержат более 130 изменений и корректировок, среди которых и значительная либерализация условий выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий и проведения предвыборной агитации. В проходящей сейчас избирательной кампании партии имеют возможность показать свой потенциал и проявить свое политической влияние.

Очень важна и вторая группа законодательных решений — комплексные правовые меры по искоренению бюрократизма в работе с людьми. Эта задача, поставленная Президентом А. Г. Лукашенко, решается системно и неуклонно. Ранее принятые решения по внедрению принципа одного окна и снижению обилия административных процедур усилены принятием Закона об обращениях граждан и юридических лиц, где сфокусированы главные принципы рассмотрения обращений граждан и организаций, единые для всех государственных органов. В целях повышения требований к качеству работы чиновников проведена основательная корректировка действующего Закона об основах административных процедур. Узаконены и введены в практику правила электронного документооборота.

Третью приоритетную группу составляют решения, направленные на обеспечение надежной защиты жизни и здоровья людей, их личной и имущественной безопасности. Здесь также урегулировано немало общественно важных вопросов.

— К примеру, каких?

— Назову правовые меры принудительного воздействия на хронических алкоголиков. Имею в виду направление их в лечебно-трудовые профилактории для медико-социальной реабилитации с обязательным привлечением к труду. Установлены более жесткие меры ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Впервые на законодательном уровне урегулированы вопросы профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Конкретизированы вопросы приобретения и хранения оружия. Повышена ответственность родителей за нахождение детей на улице в позднее время. Причем в системе мер по преодолению антиобщественного поведения детей и молодежи сделан акцент на усиление учебных и лечебно-воспитательных функций.

Это только некоторая часть системной работы по укреплению общественного правопорядка. Наряду с ней большое внимание уделяется и гуманизации законодательства. Установлен комплекс норм права, поощряющих законопослушное поведение. Одним из инструментов гуманного отношения государства к осужденным являются законы об амнистии.

— Конек оппозиции — ругать парламент именно за законы общественно-политического характера и направленные на пресечение антиобщественных проявлений. Как вы думаете, почему?

— Потому что цель этих законов, как и всего законодательства — повышение эффективности государства и сохранение социальной стабильности для нормальной, комфортной жизни каждого человека. А оппозиционные круги заинтересованы в диаметрально ином — в дестабилизации обстановки в стране для достижения своих политических целей, что они и не скрывают. Отсюда и призывы радикальных партий к бойкоту выборов. Я уверен, что желающих стать на коммуникативную платформу оппозиции немного. Люди в абсолютном большинстве своем знают, что Палата представителей работает в интересах народа и принимаемые законы работают для людей. Так будет и впредь.

— Чем, по вашему мнению, Палата представителей четвертого созыва обозначит свою веху в истории белорусского парламентаризма?

— Я не приемлю фанфарных реляций. Все истекшие годы нынешние депутаты обсуждали ключевые вопросы развития страны и законодательного сопровождения социально-экономических преобразований, вносили свои предложения, вместе с другими участниками законотворческого процесса искали правильные, сбалансированные законодательные решения и, думаю, нам это удалось. Как показала жизнь, принятые парламентом и вступившие в силу законы своевременны, они действуют и приносят пользу обществу и государству либо тем общественным сферам, для которых они и принимались. Значит, свою основную функцию — законотворческую, мы выполнили результативно.

— Каково ваше напутствие будущим депутатам Палаты представителей?

— Добросовестно изо дня в день выполнять свои депутатские обязанности. Всегда помнить, что депутатский мандат — это ваша личная ответственность за судьбу страны и ваш патриотизм в служении народу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Владимир Андрейченко: То, что в парламенте нет дискуссии - чушь