“Бросать камнями в тех, кто работает в стране, пусть и с ошибками, недальновидно и неправильно“

Виталий Цыганков, "Радыё Свабода"
6 ноября 2012, 09:56
Отъезд за границу активиста "Европейской Беларуси" Александра Отрощенкова снова активизировал проблему эмиграции белорусских оппозиционных активистов.

Как влияет эмиграция на их политическую деятельность и перспективы?

Можно ли сказать, что сейчас в белорусской оппозиции образуются два центра (один за пределами, второй – внутри страны), и не будут ли они соревноваться между собой?

На эти вопросы отвечает руководитель аналитических проектов компании БелаПАН Александр Класковский.

– После последних президентских выборов многие белорусские политики вынуждены были оказаться за границей. Например, на сегодняшний день фактически все руководство "Европейской Беларуси" находится в политической эмиграции. Можно ли сказать, учитывая предыдущий опыт – остаются ли они в активной политической жизни или эмиграция накладывает определенный негативный отпечаток на их политическую деятельность?

Класковский: У каждого это индивидуально и зависит от обстоятельств и характера человека. Вот, например, читая последние интервью Санникова, я отмечаю, что он отвечает довольно сдержанно по поводу перспектив своей дальнейшей политической деятельности. У меня такое впечатление, что он человек очень измученный и сейчас прежде всего обеспокоен судьбой своей семьи.

Но у некоторых других просто завидный запас политического энтузиазма, но не всегда это подкрепляется какой-то продуманной программой, опорой на ресурсы, да и просто минимумом уважения. Вот свежий скандал вокруг высказываний Зенона Позняка является хорошей иллюстрацией. Можно вспомнить историю с "иностранным правительством" Бородача, который призвал к консолидации, и тут же наклеил многим ярлыки агентов КГБ. В общем, проблема в том, что люди, вытесненные за границу, хотят оставаться в политике, но даже в самой Беларуси политика сегодня отчасти иногда виртуальная. Тем более за рубежом. И здесь идет такая коллизия – разрыв между амбициями и возможностями, и это выливается в конфликты, когда некоторые начинают превозносить себя за счет радикальных высказываний и за счет устоявшегося порядка вещей тех, кто остался в стране.

– Можно ли сказать, что сейчас существует вариант создания двух центров белорусской оппозиции – в Беларуси и за рубежом? Будут ли они соревноваться между собой, либо есть шанс, что они сумеют договориться идти в одном направлении?

Класковский: Такая опасность образования двух центров существует. Ведь те, кто за границей, они психологически легко расслабляются, им проще выдвигать самые радикальные лозунги. Мы видим, что именно среди эмигрантов наиболее популярны идеи бойкота, экономической войны Запада против режима. И начинается такое разделение, когда более умеренная часть оппозиции сразу клеймится как "коллаборационисты", "агенты". Это существенная опасность, и тут у меня нет такого оптимизма, чтобы говорить, что завтра между ними будет все прекрасно.

В любом случае, надо понимать, что перемены придут в страну внутри. Это будет зависеть и от экономического состояния, и от того, как будет здесь работать оппозиция с людьми. Поэтому бросать камнями в тех, кто работает здесь, в стране, пусть себе и с ошибками, было бы недальновидно и неправильно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ “Бросать камнями в тех, кто работает в стране, пусть и с ошибками, недальновидно и неправильно“