Когда белорусы станут доверять оппозиции больше, чем власти?

Геннадий Косарев, "Завтра твоей страны"
4 января 2013, 09:00
В ловушку недоверия угодил не только Александр Лукашенко, рейтинг которого уже полгода держится на уровне 30%, но и оппозиция. Как ей разорвать заколдованный круг?

21,3% белорусов cчитают, что находятся в оппозиции к нынешней власти, при этом доверяют оппозиционным партиям 20%, а не доверяют — 55,8%. Таковы данные опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2012 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (Вильнюс, Литва).

Что касается власти, то тут все понятно: две девальвации переполнили чашу терпения доверчивых и толерантных белорусов. А у оппозиции сейчас вроде бы очень удобный момент заявить о себе: кризис доверия к власти и белорусской модели, которая не может прожить без российского допинга, поблекшая харизма официального лидера. Но и оппозиционные лидеры не могут никак вскочить в "окно возможностей".

Эксперт: Оппозиция воюет между собой с большей страстью, чем против режима

— Много лет официальная пропаганда оплевывает и дискредитирует оппозицию, делая из нее пугало, и это в какой-то степени действует. Но если бы оппозиция была консолидирована и показывала бы хотя бы локальные успехи, отношение к ней было бы иным, — убежден политолог Александр Класковский. — Между тем, электорат уже 18 лет видит шлейф поражений и просто патологическую неспособность договариваться.

Аналитик называет фатальным для оппозиции 2010 год, когда после президентских выборов народ поверил и вышел на Площадь, а оказалось, "что Площадь — безголовая". По мнению Александра Класковского, и через два года оппозиция никаких уроков для себя не извлекла: во время парламентских выборов она раскололась на сторонников и противников бойкота, воюя между собой с большей страстью, чем против режима.

— Опять раскол, опять слышны голоса, что стратегия единого кандидата отдает нафталином, и нечего нам ее подсовывать. Опять могут пойти на выборы "рассыпанным строем", как в 2010 году, — прогнозирует политолог.

Доверие исчезло вместе с демократией?

Уровень доверия к оппозиции в 20% политический обозреватель еженедельника "Белорусы и рынок" Павлюк Быковский называет декларацией опрошенными того, что они не поддерживают режим. Но если смотреть, как они высказывают доверие тому или иному оппозиционному политику, то уровень намного ниже.

По данным опроса, рейтинги лидеров оппозиции колеблются от 4,8% у Андрея Санникова и 4,6% у Владимира Некляева до 1,1% у Николая Статкевича и 0,9% у Анатолия Лебедько.

— Уровень порядка 5-6% — это больше, чем статистическая погрешность, но не более того, — считает Павлюк Быковский. — И даже бывшие кандидаты в президенты здесь не являются исключением. Поскольку в Беларуси нет публичной политики, людям трудно примерить на конкретные фигуры ту политическую волю, которую они хотели бы выразить. С другой стороны, политики не имеют возможности артикулировать интересы той или иной группы населения, поскольку в Беларусь после 1996 года отсутствует возможность через органы представительной власти влиять на принятие важных государственных решений.

Вывод эксперта: из-за отсутствия демократии к демократическим политикам в Беларуси не очень высокое доверие.

Заколдованный круг

Насколько сами оппозиционные политики в состоянии изменить ту ситуацию, в которой они оказались?

— Скорее, можно говорить, что есть периоды, когда власть теряет доверие. И этим могли бы воспользоваться представители оппозиции, — считает Павлюк Быковский.

Двойная девальвация рубля, заметные проявления кризиса в 2011 году не привели к приобретению оппозицией новых сторонников.

— Это свидетельствует о том, что оппозиция недорабатывает, — отмечает эксперт. — С другой стороны, вполне логично, что те политики и партии, которые есть в Беларуси, стараются не переходить грань, чтобы не попасть под полный запрет. Яркое проявление позиции, которое во время кризиса расшатывало бы лодку, возможно, поспособствовало бы приобретению большего доверия. Но этого нет и, наверное, в ближайшей перспективе не предвидится.

В авторитарной стране не может быть сильной оппозиции, пока не наступает кризис, но в Беларуси ситуация такова, что даже если наступит время "Ч", вряд ли оппозиция будет готова выйти из спячки, что мы видели в 2011 году во время кризиса, считает Александр Класковский.

— Должно произойти чудо, чтобы недоговороспособные оппозиционные лидеры и силы с пораженческим шлейфом смогли выпрыгнуть из этого заколдованного круга, — резюмирует политолог.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Когда белорусы станут доверять оппозиции больше, чем власти?