Наступит ли “лукашенковская оттепель“ к выборам 2015 года?

Геннадий Косарев, "Завтра твоей страны"
23 января 2013, 09:12
Контакты замминистра иностранных дел со шведами и встречи министра с европейскими послами — подоплеку "размораживания" отношений с Западом раскрывают эксперты.

Замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина во вторник встретилась с делегацией внешнеполитического ведомства Швеции во главе с заместителем генерального директора, директором департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД Маленой Морд. Ранее глава белорусского МИД Владимир Макей встретился с шестью послами стран ЕС и даже с представителем Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом. Зачем официальному Минску новый диалог с Западом?

Рутинные переговоры стали сенсацией

По оценке политолога Александра Класковского, переговоры чиновников внешнеполитических ведомств вызывают повышенный интерес прессы лишь потому, что белорусское руководство умудрилось настолько ухудшить отношения почти со всем миром (за исключением нескольких весьма экзотических друзей), что сейчас даже попытки возвращения в более-менее нормальное состояние вызывают ажиотаж.

— Надо было сначала со Швецией разругаться вдрызг, выгнать посольство, чтобы рутинные переговоры на уровне мидовских чиновников стали сенсацией. А речь, конечно, идет лишь о том, чтобы хотя бы через какое-то время прийти к возобновлению деятельности посольств, в чем Беларусь заинтересована, — отмечает аналитик.

Белорусские интересы в Швеции

В 2011 году товарооборот между Беларусь и Швецией превысил 300 млн долларов, увеличившись по сравнению с 2010 годом сразу на 22,2%.

Белорусский экспорт вырос на 17,9%, составив 91,5 млн долларов. Основные его статьи — калийные удобрения, торф, шины, металлопродукция, лесоматериалы, соль.

Импорт из Швеции (в основном высотехнологический) вырос на 24,1% — до 217,5 млн. долларов. Шведские компании поставляют в Беларусь электрогенераторные установки, грузовые и легковые автомобили, котлы, сельскохозяйственное и пищевое оборудование.

По итогам 2011 года Швеция не попала в топ-10 стран, инвестировавших наибольшие объемы прямых инвестиций в белорусскую экономику. Однако ряд крупных белорусских компаний имеют шведских акционеров: ЗАО "БеСТ" (TeliaSonera через Turkcell), "Милавица" (SEB через SFG), "Уномедикал" (фонд Nordic Capital), "Бакко Бисов" (Sandvik). Свою деятельность на территории Беларуси ведет крупнейшая IT-компания Северной Европы — Tieto.

Инвестиционные и торговые интересы, а также культурное сотрудничество существуют и по другим европейским направлениям.

И в этом торге политзаключенные вполне могут пойти в ход

Лидер Движения "За свободу" Александр Милинкевич не только приветствует попытки восстановления отношений со Швецией и другими европейскими странами, но и убежден, что "без этого у Беларуси как государства просто нет будущего".

— Не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что ситуация в белорусской экономике очень сложная, что она нуждается в срочной модернизации. Во власти достаточно людей, понимающих, что без восстановления реальных широких отношений с демократическим миром у Беларуси нет как экономических, так и политических перспектив. Они стремятся восстанавливать эти отношения. Правда, пока просматривается заинтересованность лишь в экономическом сотрудничестве, — вынужден признать Александр Милинкевич.

По мнению Александра Класковского, министр иностранных дел Владимир Макей и его заместитель Елена Купчина действуют в рамках такой парадигмы: надо разблокировать отношения с Европой, но при этом не поступиться чем-то принципиальным с точки зрения официального Минска.

Эксперты прогнозируют, что такая внешняя политика еще долго может не приносить ощутимого результата. Они убеждены, что Евросоюз не отойдет от принципов прав человека и будет настаивать на освобождении политзаключенных.

— Если на каких-то условиях удастся решить этот вопрос, тогда, конечно, динамика на европейском направлении может стать гораздо заметнее, — полагает Александр Класковский. — Я думаю, Лукашенко будет пытаться не то что принудить Европу к своим условиям, но, по крайней мере, снять ее претензии за счет ряда таких уступок, которые не разрушают его политическую систему. И в этом торге политзаключенные вполне могут пойти в ход.

Ближе к выборам 2015 года, политолог прогнозирует демонстрационные шаги во внутренней политике, которые "якобы будут свидетельствовать о некоторой оттепели, но не более того".

Москва будет держать Беларусь на привязи

Как отмечает Александр Милинкевич, и в части экономического сотрудничества Запад будет выставлять свои условия.

— Помощь придет только в случае реальных структурных реформ, изменения отношения к экономике, введения свободного рынка, большей свободы для бизнеса. В "черную дыру" деньги вкладывать никто не будет, — убежден политик.

А привязка к Москве все равно останется. Ведь документы о евразийской интеграции подписаны.

— И она стала воронкой, которая будет постепенно засасывать Беларусь, — говорит Александр Класковский. — Беларусь очень сильно зависит от московских дотаций. Именно это и есть главный пряник Москвы, и в то же время кнут. Достаточно прикрутить краник, обрезать растворительный бизнес, как это сразу больно бьет по белорусской экономике. Так что в обозримом будущем Москва будет держать Беларусь на привязи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Наступит ли “лукашенковская оттепель“ к выборам 2015 года?