“Воины-интернационалисты бесправны в “сильной и процветающей Беларуси“

Виталий Гарбузов, "Салідарнасць"
15 февраля 2013, 11:38
15 февраля исполняется 24 года со дня вывода советских войск с территории Афганистана. Через пекло той войны прошло 30 тысяч белорусов. О проблемах, с которыми сталкиваются ветераны, "Салідарнасти" рассказал председатель Минского областного центра инвалидов войны в Афганистане Александр Комаровский.

Разговор Александр Комаровский начинает с короткой исторической справки:

– Решение о вводе Ограниченного контингента советских войск было принято 12 декабря 1979 года на заседании ЦК КПСС. Генеральным секретарем в то время был Леонид Брежнев. Вопрос о вводе советских войск на территорию Афганистана ставили на голосование. Против проголосовал только один из членов политбюро – Алексей Косыгин. Войска ввели лишь после 21-й просьбы правительства Афганистана. Это по официальной версии. На самом деле, до сих пор неясно, кто и как просил военную помощь у Советского Союза. Во главе Афганистана в то время находился Амин: его убили почти сразу после введения советского контингента.

14 декабря 1979 года, якобы по просьбе Амина, в Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского парашютно-десантного полка, который был расквартирован в Фергане, фактически на границе с Афганистаном. Вместе с бойцами этого батальона в Афганистан прибыл Бабрак Кармаль, который был в то время послом Афганисана в Чехословакии. Очевидно, что руководство СССР делало на него ставку. Начало военных действий в Афганистане имело целью привести Кармаля к власти в Афганистане.

К вечеру 23 декабря 1979 го года руководство СССР знало, что советские войска к вводу на территорию Афганистана готовы. На следующий день министр обороны СССР Дмитрий Устинов подписал директиву, в которой и говорилось о вводе ограниченного контингента советских войск. Первоначально предполагалось, что советские гарнизоны возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив, тем самым, части афганской армии для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства.

Цель пребывания советских войск в Афганистане была обозначена, как "оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу".

25 декабря 1979 го года начался ввод наших войск. Ночью 27 декабря начался штурм дворца Амина.

Так начиналась та бессмысленная война, ставшая настоящей трагедией для многонационального советского народа, унесшая тысячи человеческих жизней. Она продлилась 9 лет 1 месяц и 20 дней.

– Сколько белорусов прошло через пекло афганской войны?

– В боевых действиях на территории Афганистана приняли участие 30.577 граждан БССР. Погибло 789 человек, 12 пропали без вести, инвалидами в результате боевых действий стали 718 человек. Еще более 5 тысяч наших соотечественников участвовали в боевых действиях на территории других государств – Кубы, Анголы, Египта…. Всего среди воинов-интернационалистов около 35 тысяч белорусов.

Сейчас не ведется официальная статистика умерших участников той войны. Многие белорусские ветераны продолжают умирать молодыми, даже сейчас, спустя 24 года после вывода войск.

По нашим данным, уже 25-30% белорусов, выполнявших свой интернациональный долг, не дожили до сегодняшнего дня. Сравнительно высок уровень самоубийств. Люди, не справившись с психологической травмой, из-за социальной незащищенности и неустроенности, сводят счеты с жизнью. Только из двухсот членов нашей жодинской организации трое совершили самоубийства…

Война, для воинов-афганцев не закончена и сейчас. Мы всеми силами пытаемся развернуть государство лицом к этой категории граждан. В ответ – безразличие и глухое молчание.

– Есть претензии к властям?

– Безусловно. И, в первую очередь, лично к Александру Лукашенко. Именно он принимал решение, согласно которому были полностью ликвидированы льготы и социальные гарантии для воинов-интернационалистов. А в результате, ветераны афганской войны в Беларуси оказались бесправными, да и не имеем мы ничего. Кроме, разве что, льготный проезд в общественном транспорте остался.

Вопросов к руководству государства много. Почему у воинов-интернационалистов в Беларуси до сих пор нет официального статуса участника войны или участника боевых действий? Почему у нас нет права на бесплатное санаторно-курортное лечение? Почему у нас нет удостоверений, установленного образца? Почему отсутствует помощь государства детям инвалидов или людей, погибших в Афганистане?

Приведу пример. В Жодино проживает семья ветерана Афганской войны, инвалида II группы Александра Щукина, который покончил жизнь самоубийством в марте 1993 года. У вдовы, работавшей в то время секретарем, осталось двое детей – две девочки. Несколько лет назад умерла сестра Щукиной, и в семье появляется третий ребенок – дочь сестры. Все дети талантливы, все учатся, но семья в крайне бедственном положении. Младшая девочка Мария, даже после личного обращения к Лукашенко, не смогла получить бюджетное бесплатное обучение в ВУЗе.

О какой социальной адресной помощи, о каком "государстве для народа" можно говорить? Власть просто плюет на афганцев.

– Насколько я знаю, в Беларуси есть и другой, официальный Союз, объединяющий воинов-интернационалистов?

– Абсолютно верно. Существует две афганские организации: Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане и Белорусское республиканское объединение инвалидов войны в Афганистане. У истоков обеих организаций стоял я со своей командой. Потом в отношении меня и членов моей команды начались провокации. В том числе было заведено уголовное дело. Бизнес "неправильных" афганцев, за счет которого и оказывалась реальная финансовая помощь инвалидам войны, был фактически разорен.

А что до официальной организации, то, по-моему мнению, она пустая. Вот вам конкретный пример.

3 мая прошлого года в Жодино умер Игорь Грук – сержант спецназа, награжденный медалью "За отвагу". Государство заметило смерть нашего товарища? Мы хоронили его за свои деньги: пустили шапку по кругу и собрали три миллиона рублей, чтобы по-человечески проститься с ним. Человек он был бедный, инвалид третьей группы – ни обуть не во что, ни одеть. Мать и отец умерли, брат пьющий. Официальный Союз так и не помог. Жодинский исполком финансовую поддержку оказал только через три недели!

И где здесь реальная помощь, о которой много говорится с высоких трибун?

Главная беда в том, что в обществе нет согласия и единения. Ответственность за это, считаю, лежит на руководстве страны, которое, кстати, заявило о "создании монолита" в среде ветеранов-афганцев. А монолита не будет. По логике властей получается, что "монолит" возможен только тогда, когда против этой самой власти никто не выступает. А молчать о том, что ветераны-афганцы бесправные люди, люди с совестью не будут.

– Что бы вы спросили напрямую у Лукашенко?

– Почему государство отвернулось от солдат той войны? Почему в Жодино до сих пор не нашлось хотя бы одного квадратного метра для регистрации юридического адреса Регионального центра инвалидов Минской области общественного объединения инвалидов войны в Афганистане? Почему в тюрьме по абсолютно надуманному обвинению сидит "афганец" Николай Автухович? И, в конце концов, почему люди, отдавшие здоровье, выполняя свой интернациональный долг, бесправны в "сильной и процветающей Беларуси"?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ “Воины-интернационалисты бесправны в “сильной и процветающей Беларуси“