Москва обрела иммунитет от шантажа Лукашенко

Глеб Хмельницкий, UDF.BY
26 февраля 2013, 01:07
О провале сочинской миссии Лукашенко не говорил только ленивый. Приглашенный, со слов президентской пресс-службы, Владимиром Путиным в Сочи, Лукашенко "в рабочем порядке" отдохнул, но желанной аудиенции у президента России не дождался.

Поездка "по приглашению" в надежде получить очередные финансовые бонусы от России началась на следующий день после звонка Владимира Путина. Белорусский правитель поломал свой рабочий график, отменив запланированное на 11 февраля заседание Совета по развитию предпринимательства.

И президентская пресс-служба не скрывала, что Лукашенко в Сочи собирается провести ряд рабочих встреч. Но "инспекция" олимпийских объектов явно не тянет на "рабочий визит".

Почему Путин проигнорировал Лукашенко?

Ответ прост: ненадежный партнер в лице Лукашенко не выполняет взятые на себя обязательства по приватизации.

Политолог Валерий Карбалевич считает "ключом к этому дипломатическому казусу" визит в Минск российского вице-премьера Аркадия Дворковича. Чиновник прилетел в Беларусь сразу после отъезда Лукашенко и "напоминал инспекционную поездку". Именно по итогам визита Михаил Мясникович объявил о готовности уже в 2013 году создать пять белорусско-российских компаний. Но российский вице-премьер не спешил радоваться, а говорил о трудных переговорах впереди.

"После того, как Путин получил информацию о неудовлетворительных для российской стороны итогах визита Аркадия Дворковича, он отказался от встречи с Лукашенко, поскольку нет предмета для переговоров", - считает Карбалевич.

Политический обозреватель Александр Класковский, допуская, что "формальное приглашение от российского начальника белорусская сторона вообще использовала лишь для того, чтобы прикрыть банальный зимний отдых на горном курорте", придерживается аналогичной версии:

- Пока Лукашенко падал с горы в Красной Поляне, что стало хитом Байнета, вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович в Минске тихо делал свое дело — ревизию того добра, на которое положил глаз российский капитал…

Был ли у Путина коварный план "макнуть" белорусского партнера, гадать не берусь. Но в пиаровском плане гость стал заложником стереотипа: "Батька полетел к Путину что-то просить". У всех впечатление, что Лукашенко вернулся несолоно хлебавши. Хотя понятно, что при сегодняшних средствах связи все можно решить на расстоянии. Было бы что решать", -
отметил эксперт.

Но Кремлю спешить некуда: «российской стороне выгодно определять поставки (нефти) поквартально, выжимая новые уступки и контролируя выполнение обещаний». Более того, появилась информация об ужесточении требований для получения очередного транша ЕврАзЕс – вместе приватизации госсобственности на 2,5 миллиарда долларов объемы уже выросли вдвое – до 5 миллиардов.

Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров краток в характеристике "сочинской засады":

- Все это, конечно, выглядит как показательная порка.

Сочинский бумеранг

Возвратясь из Сочи, Лукашенко устроил разнос "нахомутавшим" чиновникам:

"Пока никакой продажи и обмена собственности не будет... Не дождетесь! Никто за бесценок предприятия продавать не будет", - таким образом Лукашенко дезавуировал заявления Мясниковича о создании пяти холдингов с участием российского капитала.

"Видимо, пока я неделю отсутствовал, вы уже нахомутали тут. Нет, успокойтесь, я уже приехал в страну, продавать ничего не будем", — публично возмутился Лукашенко.

Лукашенко теряет собственность – теряет власть. Эксперты в один голос утверждают, что за собственность Лукашенко будет сражаться до конца.

- Продажа предприятий имеет прямой социальный и политический эффект. Тот, кто контролирует предприятия в Беларуси – владеет мощнейшими рычагами управления теми регионами, где эти предприятия находятся, на них "висит" инфраструктура, зарплаты тысяч людей, они дают стабильный доход в казну, у их директората высочайший социальный статус. Продать Москве активы – это де-факто подорвать основы своей власти. Уж лучше развернуться в сторону слабого ЕС, с точки зрения белорусских властей ЕС, а не жесткой Москвы, - говорит директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров.

С ним солидарен и руководитель "Либерального клуба" Евгений Прейгерман:

- Госсобственность и Лукашенко прямо связаны между собой: как только Лукашенко лишается госсобственности, выстраиваемая 18 лет Лукашенко система начинает хиреть и в итоге свернется, - говорит эксперт. – В мае прошлого года в послании Лукашенко предельно четко объяснил проблематику приватизации. Люди начинают волноваться, когда заходит речь о приватизации. Люди боятся, что приватизация пойдет по российскому образцу середины 90-ых. Поэтому народ нужно успокоить: все под контролем.

Нынешние отношения Москвы и Минска, которые никогда не были хорошими, являются "постоянным сопротивлением попыткам Москвы подмять Беларусь при том, что силы не равны".

"Минск берет изворотливостью и своей геополитической нужностью. Лукашенко недаром твердит, что его никто не наклонит. Это на подсознательном уровне отражает борьбу за девственную целостность неограниченной власти над Беларусью", - отмечает Александр Класковский.

"Для русских Беларусь – чемодан с очень плохой ручкой"

Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико охарактеризовал отношения Москвы и Минска одной метафорой: "Для русских Беларусь – чемодан с очень плохой ручкой, которая в любой момент может оборваться. Более того, этот чемодан все время норовит сбежать на Запад".

"Нас крайне беспокоит, что наши партнеры по ЕЭП принимают в одностороннем порядке решения, которые в принципе разрушают общий рынок", пожаловался 21 февраля Михаил Мясникович Лукашенко. Камень брошен в российский огород: Мясникович обещал поднять эту тему на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, которое запланировано на 15 марта в Санкт-Петербурге.

- Я сомневаюсь, что благостный взгляд белорусских правителей о наличии общего рынка в рамках ЕЭП является обоснованным. Общего рынка и не может быть пока, - заявляет Леонид Заико.

Эксперт доказывает это фактами.

Чистый экспорт (разница между экспортом и импортом) в Россию в 2012 году составила минус 10 миллиардов 570 миллионов долларов, в то время как "со странами Евросоюза мы имеем положительный баланс в 8 миллиардов долларов".

Вторая проблема в белорусско-российских отношениях (с точки зрения официального Минска) - рост конкуренции на рынке продуктов питания.

"Россия обеспечивает себя яйцом, куриным мясом, выходит на самообеспечение свининой. Если посмотреть на белорусско-российские отношения с этого ракурса, то мы не очень продвинулись вперед по конкурентоспособности", - отмечает эксперт.

Это проблема не только продовольственного рынка. Например, "Россия не пустит 120 тысяч китайских автомобилей, которые белорусы собираются выпускать с китайцами в Борисове".

- Экономическую безопасность страны подрывает миграция кадров, которая делает бесперспективной любые совместные проекты… Миграция кадров нанесет больший урон, чем все действия США, Канады, Евросоюза по применению санкций к Беларуси, - считает Леонид Заико.

И перспективы в отношениях Кремля и Карла Маркса, 38 эксперт не видит:

- В перспективе не видно больших совместных проектов. Между странами происходит рутина: торговля, Лукашенко просит побольше и подешевле нефти и газа. Позиция просителя: подайте Христа ради!

Проблема двусторонних отношений заключается в отсутствии честного партнерства:

- Минск кинул россиян с растворителями-разбавителями, замазал черной краской все другие краски двусторонних отношений. Между Россией и Беларусью происходит только торговля. Но интеграция – это не торговля, это собственность, совместная наука и образование – этого ничего нет. Так что же это за интеграция? Пародия... – говорит Леонид Заико.

Минские качели теряют свой разбег

Москва откровенно игнорирует Лукашенко, что свидетельствует о наступлении очередного "ледникового периода" в двусторонних отношениях. На Западе Лукашенко давным-давно никто не ждет. В безвыходном положении Лукашенко всегда седлает геополитические качели между Москвой и Западом, этакая палочка-выручалочка.

- Возможны лишь очень ограниченные игры на западном направлении. Любви между Европой и Лукашенко никогда не будет, это разные миры, - уверен Александр Класковский, допуская, что на определенные уступки Лукашенко все сможет пойти.

- Лукашенко научился мастерски играть на геополитических противоречиях. Ни Евросоюзу, ни Москве не нужен очаг хаоса в центре Старого Света. Поэтому предпочитают как-то договариваться, - считает эксперт.

О том же говорит и Евгений Прейгерман:

- Отношения с Россией никогда не были прекрасными, а сейчас в двусторонних отношениях накопилось слишком много проблем. И одна из центральных проблем – проблема приватизации с участием российского капитала… С другой стороны, начинается игра с Западом. Это связано с экономической ситуацией в стране и приближающимся электоральным циклом, - отмечает эксперт.

Лукашенко вынужден выбирать из двух зол меньшее - лучше пойти на символические уступки Западу, скажем, освободив политзаключенных, чем пойти по миру с протянутой рукой.

- И в том и в другом случае Лукашенко должен, пользуясь его риторикой, "нагнуться", но он будет пытаться выиграть время и не уступить ни одной из сторон. Раньше такие фокусы удавались, но сейчас позиция как Москвы, так и Брюсселя оставляют куда меньшее пространство для маневра, - отмечает Андрей Егоров.

Похоже, Москва обзавелась иммунитетом от шантажа Лукашенко, которому теперь труднее удержаться на геополитических качелях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Москва обрела иммунитет от шантажа Лукашенко