У оппозиции сегодня нет сил для успешного бойкота

Сергей Королевич, Naviny.by
18 марта 2013, 17:42
Побывавшие недавно в Минске эксперты БДИПЧ ОБСЕ были достаточно благожелательно приняты властями, предоставившими им возможность провести встречи как в государственных институтах, так и с представителями политической оппозиции и гражданского общества.

Чиновники старательно делали вид, что готовы прислушаться к конструктивным рекомендациям БДИПЧ, сделанным по итогам парламентских выборов 2012 года. Однако так же старательно обходили вниманием предложения, которые действительно могли положительно повлиять на избирательный процесс.

Экспертов БДИПЧ уверили, что часть их рекомендаций может быть реализована через изменение избирательного законодательства, а также через совершенствование правоприменительной практики. Благо время для этого самое подходящее — в ближайшее время в Палату представителей должен поступить законопроект о внесении изменений в Избирательный кодекс.

Впрочем, рекомендации, на которые обратили внимание официальные лица, далеко не самые существенные. ЦИК, например, поддерживает расширение перечня решений избирательных комиссий, которые можно оспорить в судебном порядке. Положительно в Центризбиркоме оценивают и рекомендации пересмотреть границы избирательных округов для минимизации расхождения в количестве избирателей, а также разработать централизованный реестр избирателей.

В то же время от некоторых рекомендаций в ЦИК отмахиваются вообще, так как они требуют поправок в Конституцию. Это касается изменения порядка назначения членов ЦИК, правом на которое наделен сейчас президент.

С явной настороженностью официальный Минск относится и к рекомендациям относительно открытой и прозрачной процедуры подсчета голосов.

Например, в БДИПЧ считают, что при подсчете должен объявляться каждый голос, а каждый бюллетень должен показываться членам избирательных комиссий, наблюдателям и уполномоченным лицам кандидатов. Составление же итоговых протоколов голосования на каждом участке должно проводиться открыто и прозрачно.

Также можно быть уверенным, что власти проигнорируют рекомендацию принять меры по обеспечению неограниченного доступа граждан и международных наблюдателей ко всему избирательному процессу. Особенно это касается неограниченного движения по избирательным участкам во время голосования, подсчета голосов и составления протоколов.

По мнению экспертов Аналитического белорусского центра, ЦИК "пытается представить свои правки как очередной этап либерализации действующего законодательства. Подобные дополнения принимались накануне двух последних электоральных кампаний в местные советы 2007 и 2010 годов, что, однако, не сказалось на практике проведения выборов".

Самим же властям, полагают эксперты, поправки позволят, во-первых, "оптимизировать избирательную систему, а именно, удешевить расходы на проведения выборов путем отмены "ненужных" институтов (второго тура голосования на парламентских выборах и ликвидации местных советов). Во-вторых, сохранить стабильность политического режима, устранив бойкот как легальную возможность политического действия на почве недоверия населения к институтам власти. В-третьих, приняв рекомендации ОБСЕ по незначительным аспектам реформы избирательного законодательства, вступить в очередную фазу политического диалога с Западом".

По мнению сопредседателя кампании "За справедливые выборы" Виктора Корнеенко, пока не наступило то время, когда можно рассчитывать, что в Избирательный кодекс будут внесены существенные изменения. "Власть будет продолжать свою игру, заниматься имитациями, заигрываниями с Европой, но надежды на серьезные изменения у тех, кто их ожидает, пока тщетны", — считает Корнеенко.

Эксперт полагает, что власти все еще не утратили надежды добиться от Европы такого варианта сотрудничества, который бы их устраивал. Например, по типу Азербайджана, когда предусматривается невмешательство во внутренние дела и дружба "с такими, какие мы есть".

При этом в затруднительной позиции находится и Запад, который не имеет действенного сценария влияния на ситуацию в Беларуси. Оппозиция на сегодня для Европы не слишком полезный помощник, представляющий из себя не реальную силу, а простого советника.

Корнеенко отмечает, что власти долго создавали модель "так называемых выборов". "Это такая железобетонная для нее позиция, так как Лукашенко не устраивает победа в 51%. Диктатор хочет постоянно демонстрировать все большую любовь народа. Изменения в этом плане могут наступить только тогда, когда власть действительно будет очень сильно прижата различными обстоятельствами. Пока такой ситуации в стране нет", — сказал собеседник БелаПАН.

При этом важно понимать, что сами по себе изменения в законодательстве не гарантируют проведения честных и справедливых выборов. Например, отмечает эксперт, "в Азербайджане очень демократичный кодекс, там и оппозиция представлена в избирательных комиссиях, но на практике выборы мало отличаются от того, что происходит в Беларуси".

С другой стороны, добиваться изменений избирательного законодательства оппозиции нужно. Особенно, полагает Корнеенко, в той части, которая предоставляла бы оппонентам режима конкретные гарантии.

Власти часто повторяют, что избирательное законодательство предоставляет вполне неплохие возможности для участия в выборах. Можно допустить, что это действительно так, но все положительные моменты нивелируются сложившейся правоприменительной практикой.

Многое зависит от общественной атмосферы, степени политизации масс. "В конце 80-х — начале 90-х избирательные законы были значительно хуже, чем сейчас. Все избирательные комиссии формировала КПСС. Но они вдруг начали вести себя во многих случаях честно и справедливо. Такое время может наступить и в Беларуси", — отмечает Корнеенко.

В ситуации, когда выборы несправедливы и непрозрачны, легче всего объявить бойкот. Вопрос в другом: насколько осуществим этот сценарий в конкретное время и конкретными силами.

"Я был сторонником бойкота парламентских выборов 2012 года, но не такого, какой был осуществлен на практике, — говорит Корнеенко. — Успех подобных кампаний может быть только тогда, когда есть их продолжение после выборов. Надо чего-то добиваться, например, новых выборов через протесты. Просто попасть в фокус ожиданий ленивого общественного мнения — слишком мало".

Эксперт считает, что демократическим силам стоит проводить кампанию бойкота выборов только в том случае, если будет разработан победный сценарий и будут силы, способные реализовать его на практике.

"Если этого нет — надо участвовать в выборах. Пока у демократов нет таких сил, чтобы провести кампанию активного бойкота, которая бы продолжилась в отстаивании справедливых итогов выборов и выдвижении требований к власти после сфальсифицированных итогов голосования", — резюмирует эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ У оппозиции сегодня нет сил для успешного бойкота