Экс-чиновник: Сокращали бездумно даже тех, кто действительно работал

Олег Ануфриенко, FINANCE.TUT.BY
22 июля 2013, 13:36
Чиновников в Беларуси стало меньше на 25 процентов. По крайней мере, так должно быть: 1 июля истек срок, отведенный Александром Лукашенко на оптимизацию работы госструктур.

При этом всем уволенным обещали найти новую работу, а оставшимся – повысить зарплаты. FINANCE.TUT.BY решил выяснить, как отечественные министерства и ведомства пережили масштабную реформу.

Наверное, самое громкое увольнение произошло в Генеральной прокуратуре. Попавший под сокращение заместитель начальника отдела по надзору за расследованием уголовных дел о коррупции Александр Козлов подал в суд на главу ведомства.

Контракт с чиновником был подписан до 9 января 2017 года. Однако его должность была преобразована – Козлову предложили пойти на понижение по службе и стать старшим прокурором управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

- Это предполагает иные должностные обязанности, меньший размер оплаты труда почти на 25%, а также более низкий чин по должности, - рассказал Александр Козлов.

Поменять чиновничий кабинет он не согласился, а ушел, громко хлопнув дверью. Правда, в надежде вернуться на прежнее место.

- По сути, я сокращен, а по факту - необоснованно уволен, - рассказал Александр FINANCE.TUT.BY. – Я до сих пор сужусь с Генпрокуратурой, чтобы восстановиться в прежней должности, подаю кассационные жалобы. Нанимателем не была соблюдена процедура увольнения при осуществлении мероприятий по сокращению штата.

Александра Козлова досрочно попросили с госслужбы без положенного по закону трехмесячного выходного пособия. Все дело в том, что официально его увольнение было не следствием сокращения: наниматель произвел "преобразование" должности, занимать которую работник отказался сам.

Сейчас экс-чиновник временно нигде не работает. Все время посвящает научной работе – пишет диссертацию.

В Министерстве культуры оптимизация кадров прошла без скандалов. Вместо прежних 107 здесь осталось всего 80 чиновничьих кресел.

- Со всеми расставались культурно… - говорят специалисты отдела организационно-кадровой работы ведомства.

Теперь им приходится напрямую общаться с журналистами. Пресс-секретарь Юлия Вискуб, хотя, скорее, ее должность попала под сокращение.

- У меня заканчивался контракт с Министерством культуры, я решила его не продлевать. Поэтому никаких компенсаций мне не выплачивали. А когда я ушла, мою прежнюю должность в ведомстве вообще убрали, - рассказала Юлия FINANCE.TUT.BY.

Правда, покинув Минкульт, экс-чиновник стала еще ближе к культуре: она устроилась помощником художественного руководителя Купаловского театра.

– Я уже месяц работаю на новом месте, и здесь я довольно хорошо себя чувствую. Про зарплату говорить не буду, но вообще, меня в театре все устраивает.

В Министерстве труда и социальной защиты в сокращении госаппарата нарушения закона не видят. Более того, здесь отмечают положительный эффект от оптимизации. Самое главное – у оставшихся повысится зарплата.

- В Минтруда сократили 51 человека, - рассказала глава ведомства Марианна Щеткина. – Девять человек остаются без работы, но их собираются трудоустроить в течение ближайших месяцев.

Столько же человек оказались невостребованными и в Гомельском горисполкоме. Старый наниматель новую работу нашел далеко не всем. Например, бывший главный специалист управления торговли и услуг Тамара Грищенко сейчас в свободном поиске.

- Я пока в отпуске. Когда вернусь, тогда и буду думать про новую работу. У меня все в порядке, - коротко прокомментировала ситуацию с увольнением Тамара Викторовна FINANCE.TUT.BY.

Ее коллеге Ольге Казак после увольнения нового места тоже никто не предложил. Работу искала сама – устроилась специалистом отдела продаж на местное торговое предприятие "Добробыт".

- Свободных вакансий в городе хватает, поэтому особых сложностей с поиском работы не было. Скоро получу первую зарплату. Рассчитываю, что она будет выше, чем в исполкоме примерно на миллион. Раньше получала 2,5-3 миллиона в месяц, - признается Ольга Александровна. – Самое обидное, что у меня из стажа выпали 15 лет госслужбы, совсем немного не доработала до пенсии госчиновника. Очень многие расстроились именно поэтому.

Ольга Казак рассказала FINANCE.TUT.BY, что вопрос сокращения начальство ни с кем не обсуждало и просто за 2 месяца до увольнения поставило всех перед фактом.

- Сокращали бездумно и тех, кто действительно занимался делом. Теперь работать осталось некому, - говорит экс-чиновник Гомельского горисполкома.

Коллеги Ольги Казак, которые сохранили должности в городской администрации, отметили, что после массового сокращения зарплата у них действительно повысилась на 20%. Хотя и работы прибавилось вдвое.

Важно отметить, что по президентскому указу сократить необходимо было не людей, а штатные единицы. И этим активно пользовались власти на местах. Так, в Орше, например, объединили городской и районный исполнительные комитеты.

В других администрациях, порой, из двух-трех разных структур делали одну. После таких комбинаций получились новые управления по культуре, делам молодежи и идеологии или отделы образования, спорта и туризма. А в Могилевском облисполкоме, например отдел транспорта и коммуникаций вошел в комитет по архитектуре и строительству. По информации местной прессы, всего здесь оптимизирована 91 штатная единица.

Реально под сокращение попали практически все чиновники предпенсионного возраста. Причем те, кто уже заработал на пенсию госчиновника, уходил сам. Среди них оказался и бывший главный специалист Государственного комитета по науке и технологиям Григорий Ляшук.

- Я добровольно выразил желание уйти с государственной службы. У меня уже 20 лет госслужбы есть. Я мог уходить либо в отставку, либо под сокращение. Я выбрал последний вариант, чтобы каким-то образом облегчить судьбу тех коллег, которые остаются, - рассказывает Григорий Демьянович. – На выходе получил 3 месячных оклада, положенных по закону. С осени планирую заниматься преподавательской деятельностью в университете.

На чиновниках оптимизация кадров в Беларуси не закончилась. Следующие на очереди работники учреждений образования, медицинской и фармацевтической деятельности, организаций соцсферы, культуры и спорта. Там сокращения должны пройти до конца года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиПолитика ❯ Экс-чиновник: Сокращали бездумно даже тех, кто действительно работал